Декабрь 08, 2017
Алена ЯКОВЕНКО

По словам художественного руководителя заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Сергея Ковальчика, юбилей — это очередная возможность для зрителей посетить спектакли театра, поближе познакомиться с артистами. «Наш посыл не в том, что стоит ожидать каких-то выстрелов, — поясняет худрук. — Периодически у нас бывают громкие премьеры, мы располагаем прекрасной труппой, которая каждый вечер шесть раз в неделю радует минчан. В нынешних финансовых условиях юбилей — это внутренний праздник, а лучший подарок для нас — заполненные залы».

Театральная бухгалтерия. Из последних премьер можно выделить спектакль «Подводники» по пьесе отечественного драматурга Андрея Курейчика. Это серьезный драматический спектакль, ставящий целью осмысление военных, радиологических, человеческих вызовов. Интересны отчасти экспериментальные работы итальянского режиссера Маттео Спьяцци «Трактирщица» и российского режиссера Павла Пронина «Зойкина квартира».

Ежемесячно театр прокатывает 26 спектаклей, или как минимум 290 постановок в год, причем каждый сезон в театре рождаются три-четыре новых спектакля. В последние годы самыми кассовыми стали «Леди на день», «Проделки Ханумы», «Пане Коханку», «Укрощение строптивой».

В театре им. Горького не забывают и о массовом зрителе. В частности, в репертуар вошла легкая, рассчитанная на любого зрителя комедия «Знойные мамочки», в которой заняты сразу две народные артистки Беларуси Белла Масумян и Ольга Клебанович. К слову, 3 из 59 актеров, работающих в театре сегодня, удостоены звания народного артиста Беларуси.

Великие имена, славные традиции. В числе знаменитых актеров Горьковского театра — народные артисты Советского Союза Ростислав Янковский и Александра Климова. «С Ростиславом Ивановичем мы проработали вместе восемь лет, это был бесценный опыт для меня, — вспоминает Сергей Ковальчик. — Ростислав Янковский — актер высочайшего класса. Он настолько тонко чувствовал специфику профессии, что и слова были излишни.

С Александрой Ивановной больше знаком мой отец — по проекту «Вишневый сад» Чехова, грузинской комедии «Невеста из Имеретти». Яркий след в памяти оставили Олимпиада Шах-Парон — прекрасная Дездемона 50—60-х годов, народный артист БССР Юрий Сидоров, заслуженная артистка Зоя Осмоловская. Это актеры высокой профессиональной культуры, они обладали харизмой, магнетизмом».

Палитра проектов и режиссеров. На сцене Горьковского ставили спектакли такие маститые иностранные режиссеры, как обладатель главного приза Венецианского кинофестиваля и неоднократный лауреат Каннского и Берлинского кинофорумов Кшиштоф Занусси (Польша), заслуженный деятель искусств Российской Федерации Аркадий Кац, Игорь Куликов (Литва), Кшиштоф Ясиньский (Польша).

«Палитра режиссеров у нас большая. С нами хотят работать, но мы не всегда можем себе это позволить в рыночных условиях. Я хотел бы пригласить Роберта Стуруа (Грузия), Сергея Женовача, но у них ценники не соответствуют нашим возможностям, а я не могу с режиссерами такой величины торговаться, как на рынке», — продолжает художественный руководитель.

Среди последних международных творческих проектов — сотрудничество с итальянским режиссером Маттео Спьяцци. В 2014 году он поставил на сцене театра им. Горького один из самых ярких спектаклей последних лет «Viva Commedia!». В феврале режиссер снова принял предложение посотрудничать с горьковцами и поставил не менее кассовую комедию «Трактирщица».

Театр-юбиляр наладил тесный контакт с Российским государственным театральным агентством под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Давида Смелянского. Благодаря этому в ноябре российский режиссер Павел Пронин поставил на сцене Горьковского спектакль «Зойкина квартира» по Михаилу Булгакову.

У каждого театра свои функции. В репертуар театра вошли и спектакли по пьесам отечественных драматургов: Елены Минчуковой, Андрея Курейчика, Василя
Дранько-Майсюка. Правда, по словам Сергея Ковальчика, в произведениях современных драматургов часто не хватает цельности: «Нынешние драматурги пишут тексты, а не пьесы. В них есть некий образ, слепок современного мира, но он сырой. Возможно, кто-то из режиссеров умеет работать с подобным материалом, но мне трудно в таких условиях привести зрителя к катарсису.

Национальный академический театр — это не площадка для экспериментов. Сюда приглашаются уже состоявшиеся, громко заявившие о себе творческие единицы. Я с удовольствием поставил бы Павла Пряжко, но в его работах много ненормативной лексики, и я не могу пропустить его пьесу на сцену национального театра. Мы витрина национального искусства.

У каждого театра свои функции. Для пробы молодых отечественных драматургов есть целевая площадка — Республиканский театр белорусской драматургии. Появится там что-то оригинальное, как в свое время произошло с пьесой Алексея Дударева «Рядовые», все сразу обратят внимание на автора. Для старта есть Центр современных искусств, молодежные площадки. Талант всегда пробьет себе дорогу».

По словам художественного руководителя театра, в последние годы зрительский интерес к серьезным спектаклям снижается: «Многие критики упрекают нас, мол, Русский театр начал проводить развлекательную линию в репертуаре, но ведь нам нужно выполнять государственный план. Не в наших силах направить зрительский интерес на серьезные спектакли. Критики могут говорить, мол, там-то поставили авангардную работу. Но ведь на нее ходят 70 человек, а зал в Горьковском вмещает 500 зрителей.

Мы стараемся не убирать из репертуара спектакли, которые, на наш взгляд, представляют художественную ценность. Пусть на них придет 150—200 человек, но зато это будут настоящие интеллигенты, ценители классики, которые любят наш театр».

Маркетинг в помощь. Театр активно внедряет основные маркетинговые стратегии для привлечения зрителя. Так, в соцсетях и на радио регулярно проводятся розыгрыши бесплатных билетов. Совсем скоро квитки можно будет приобретать со скидкой на сайте slivki.by.

«Очень жаль, что ушел институт распространителей, когда специалисты заходили в организации, демонстрировали афиши, рассказывали о спектаклях и таким образом агитировали публику», — сказала специалист отдела маркетинга Лариса Калиновская.

В 2015 году театр поддержал акцию «Большое искусство руками маленьких людей», организованную благотворительным общественным объединением «Мир без границ». В рамках проекта артисты театра Александр Вергунов, Сергей Юревич, Павел Евтушенко, Александр Жданович и Анастасия Шпаковская провели серию мастер-классов для детей с особенностями психофизического развития и воспитанников интернатов. В конце декабря 2015-го состоялся премьерный показ инклюзивного спектакля «Романс для Мухи со звездами».

В этом году горьковцы снова примут участие в акции, на сей раз вместе с Белорусским государственным театром кукол. Премьера спектакля назначена на 19 декабря.

Подписка на культура + театры
16 января 2018
Низкая платежеспособность белорусской публики остается главной причиной, из-­за которой многие звезды мировой эстрады до сих пор не включают нашу страну в свои турне.
14 января 2018
Количество концертов, равно как и оборот по ним, в 2017 году увеличилось на 25—35 %, подсчитали представители ByCard — одного из ведущих белорусских билетных операторов.
26 декабря 2017
 Для меня разочарованием года стала картина «Следы на воде», вышедшая в феврале на национальной киностудии «Беларусьфильм». Мало того что фильм получился довольно слабым в творческом плане, так еще и оказался скандальным в вопросах производства. Сценарий написал белорусский режиссер Андрей Голубев, работа заняла целых восемь лет. Однако после того как Голубев выиграл государственный конкурс, Министерство культуры отобрало у него сценарий.
26 декабря 2017
Тенденция последних лет — растущий интерес к зарубежной литературе, переведенной на белорусский язык. Достаточно вспомнить книжную серию «Поэты планеты», основанную в 2016 году частным издателем Змитером Коласом. В рамках серии вышло более 30 книг, являющих собой палитру мирового поэтического наследия в переводе на белорусский язык.
21 декабря 2017
Фильм «Хрусталь» белоруски Дарьи Жук получил главную награду в секции Works in Progress на Таллинском международном кинофестивале «Темные ночи».
27 ноября 2017
Технологические компании включаются в культурные проекты.

Страницы