Октябрь 18, 2019

Стриминг набирает обороты

Андрей СУПРУНЮК

Музыкальная индустрия перестала заниматься исключительно музыкой и перекочевала в медийную плоскость, считают участники образовательного проекта Future Sounds of Minsk, второй сезон которого стартовал на минувшей неделе в культурном центре «Корпус».

Согласно данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI), в 2018 году доходы мирового музыкального рынка составили рекордные 19,1 млрд долларов, что на 9,7 % больше, чем в 2017-м.

В России 80 % пользователей слушают музыку через стриминговые сервисы (сервисы потокового онлайн-вещания). По подсчетам российского офиса международной консалтингово-аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC), в прошлом году выручка стриминговых сервисов на российском рынке достигла 51 млн долларов, что на 48 % больше, чем в 2017-м. Удельный вес доходов от музыкального стриминга составил 64 % от общего объема рынка музыкальных записей. Выручка от платных подписок на цифровые музыкальные сервисы в мире увеличилась более чем на треть и сейчас составляет 37 % от всех доходов музыкальной индустрии. А вот доходы от продажи музыки на физических носителях (пластинки, компакт-диски и др.) снизились на 10,1 %.

По данным исследовательской компании J’Son and Partners Consulting, лидерами российского рынка стриминговых сервисов являются локальные платформы BOOM/VK Music (40 % аудитории, 25,6 % выручки) и «Яндекс. Музыка» (32 % аудитории, 25,4 % выручки), а также Apple Music (12 % аудитории, 28 % выручки).

Социальные сети — в приоритете. Как отметил директор по маркетингу международного цифрового дистрибьютора ONErpm в России Глеб Лисичкин, сегодня изменилась сама модель музыкального бизнеса. Раньше гигантские лейблы печатали огромные тиражи пластинок, рассылали их по магазинам, все это сопровождалось постоянными переговорами бизнес-партнеров. Сегодня траектория взаимоотношений выстроена главным образом между артистом и его поклонником. Как следствие, теперь основными целями артиста являются увеличение количества подписчиков в соцсетях и удержание их внимания. Именно благодаря общению с целевой аудиторией контент монетизируется, уверен представитель ONErpm.

«В современном мире артист становится медиаканалом и рекламоносителем, — сказал Глеб Лисичкин. — Задача музыканта не в том, чтобы написать хорошую песню, а в том, чтобы влюбить в себя слушателя и запустить его в свою жизнь. В 2019 году вы можете выпускать по две песни в год, а в остальное время вести Twitter, рассказывать своей аудитории, что вас волнует, что вам интересно. Музыкальная индустрия перестала быть только про музыку, она перекочевала в медийную плоскость. Артисты, которые это понимают, гораздо успешнее своих коллег».

Одна из первостепенных задач артиста, по словам эксперта, правильно презентовать вышедший альбом. «Ни один продукт в Интернете не может продать себя без рекламы, — подчеркнул спикер. — Социальные сети настолько засорены контентом, что без рекламного продвижения ты просто теряешься и тебя не видно. Любой пост, связанный с выходом альбома, нужно поддерживать в Instagram, Facebook, «ВКонтакте» — везде, где находится ваша аудитория. Важно как можно чаще светиться на меломанских площадках, потому что каждую неделю в релиз выходит 12 или 14 альбомов. Поэтому здесь главное — не затеряться».

Без маркетинга никуда. На мероприятии обсуждались и вопросы взаимодействия дистрибьюторских компаний и звукозаписывающих лейблов, их функциональные особенности и уровень конкуренции в этой сфере. По мнению основателя белорусских лейблов Ezhevika (специализируется на электронной музыке) и Menka (на инди-музыке) Дмитрия Литвиновича, звукозаписывающие компании могут придать хороший толчок развитию и продвижению будущих звезд: «Музыкант может заключить контракт с дистрибьютором, выложить свою музыку на всех площадках и дальше остаться ни с чем. Поэтому нужны маркетинговая активность, какие-то «фишки», красивая подача, общение с публикой, прессой. Это особенно актуально для начинающего артиста, которому очень трудно сориентироваться в цифровом мире музыки, где наблюдается огромнейшая конкуренция».

По словам руководителя российского офиса международного цифрового дистрибьютора ONErpm Алексея Быстрякова, несмотря на то что премиум-дистрибьюторы организуют неплохое маркетинговое сопровождение, именно звукозаписывающий лейбл решает многие задачи более эффективно.

«Уместность взаимодействия артиста и лейбла можно разделить на несколько категорий. Первая — привязанность к бренду, которая по-прежнему имеет немалый вес. Кто-то влюблен в слово «мастерская», кто-то в Sony Music, хотя это вовсе не гарантирует успеха, тем не менее данный имиджевый фактор по-прежнему работает. Вторая — реальные виды работ, которые выполняет конкретный игрок. В ONErpm есть элементы лейбл-сервиса, но, помимо того, существует огромное количество промоактивностей, которые выходят за рамки нашей деятельности. Например, мы не занимаемся организацией концертов. Между тем есть артисты, которые предпочитают все делать сами. Если у музыканта есть свой менеджер, который закрывает какой-либо сегмент, и дистрибьюторская компания, которая предоставляет элементы лейбл-сервиса, тогда ему, вероятно, ничего больше и не нужно», — сказал Алексей Быстряков.

Менеджер известного оте­чественного рок-музыканта Лявона Вольского и группы «Крамбамбуля» Яна Вольская обратила внимание артистов, планирующих работать без дистрибьютора, на то, что не стоит ждать оперативного отклика от стриминг-платформ: ответа на заявку можно ждать несколько месяцев, но так и не дождаться.

За музыку нужно платить. Несмотря на активный рост количества пользователей стриминговых платформ, далеко не все из них осознают, что за музыку нужно платить. По оценкам основателя платформы онлайн-аудиорекламы Unisound Михаила Ильичева, платящая аудитория потоковых сервисов в России составляет только 5 млн человек, притом что потенциальная аудитория оценивается в 32—35 млн пользователей.

«Я была свидетелем того, как «ВКонтакте» до сих пор собирают подписи под петицией на бесплатное прослушивание треков, — рассказала глава музыкального департамента компании MediaCube.Network Валерия Зверева. — Пока мы не привьем себе привычку платить за все то, что производится человеческим трудом, мы не сможем обеспечить себе достойную жизнь».

Согласно данным сайта The Thichordist, в 2018 году примерные расценки за одно прослушивание музыкального трека на разных сервисах выглядели так: YouTube — 0,00074 доллара, Pandora — 0,00134, Spotify — 0,00397, Google — 0,00611, Deezer — 0,00624, Amazon — 0,0074, Apple Music — 0,00783, Tidal — 0,01284, Rhapsody — 0,01682. Дороже всего удовольствие послушать музыку обходилось клиентам Xbox Music (Microsoft Groove) — 0,0273 доллара за трек. Меньше всего платили пользователи «ВКонтакте» (UMA) — 0,00022 доллара и «Яндекс. Музыки» (Yandex LLC) — 0,00039 доллара. Отметим, что сумма роялти зависит от страны нахождения пользователя.

«Нужно рассматривать артиста как компанию, которая имеет несколько статей дохода, — уверен Дмитрий Литвинович. — Исключительно на стриминг не стоит полагаться: вы лишь находитесь в маркетплейсе. Конечно, если брать Тиму Белорусских, чьи песни звучат отовсюду, стриминг приносит ему огромные деньги. Но ведь есть еще и коммерческие проекты, концерты».

Валерия Зверева настоятельно рекомендовала артистам активно вести собственные видеоблоги, снимать бэкстэйджи (происходящее за кулисами). Эксперт привела в пример блогера, который купил текст песни и под импровизированный бит исполнил ее. Видеоролик с этим треком он разместил в YouTube. В результате его доход в 119 раз превысил доход профессионального артиста.

«Есть множество композиторов, которые зарабатывают на стоках, сервисах фоновой музыки, — рассказал Глеб Лисичкин. — Если вы чувствуете, что не очень сильны в стриминге, всегда можно попробовать другие источники дохода, не говоря уже о концертах и продаже мерчендайза. Если вы где-то прочитали, что стриминг-­индустрия в абсолютном топе, важно помнить, что не всем артистам она подходит и не ко всем
карьерам применима».

Говоря о каналах распространения музыки, эксперт также упомянул цифровые витрины, плейлисты, YouTube (по его словам, на данный видеохостинг приходится 50 % всего трафика музыкального стриминга), радио, телевидение, саундтреки. А вот Spotify — лучшая платформа в плане продвижения музыки — в Беларуси, равно как и в России, пока не появилась.

Отвечая на вопрос о том, как же все-таки отечественному артисту интегрироваться в международное музыкальное пространство, представитель ONErpm Алексей Быстряков назвал два основных пути: создание интернациональных творческих коллабораций и проведение интернациональных промоактивностей.

Подписка на Все
20 января 2021
Нацбанк изменил график проведения заседаний правления по вопросам денежно-кредитной политики.
20 января 2021
Правительство Беларуси расширило утвержден перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года.
20 января 2021
Белорусские синоптики предупредили об оранжевом уровне опасности в четверг из-за резкого потепления.
20 января 2021
Беларусь в январе-ноябре 2020 года экспортировала 7,38 млн тонн нефтепродуктов, что на 23,3% меньше, чем за аналогичный период 2019 года.
20 января 2021
Евросоюз усилит роль евро как мировой резервной валюты по отношению к доллару, в том числе будет создавать деноминированные в евро активы, проводить эмиссию специальных евробондов, создавать цифровой евро, стимулировать более широкое использования евро странами-партнерами.
20 января 2021
Белорусам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, планируют без очереди предлагать жильё в малых городах и сёлах.

Страницы