Декабрь 14, 2009

Стратегический транзит из Китая

Татьяна МАНЕНОК

В Вильнюсе 19 октября в ходе первого Евроазиатского транспортного форума ASEM министры транспорта Беларуси, Литвы и Китая подписали декларацию о создании сухопутного транзитного коридора Восток - Запад, который должен стать альтернативой морскому - Азия - Европа.

Сухопутный транзит выгоден всем.

Беларусь заинтересована в скорейшей реализации этого проекта, поскольку он позволит увеличить транзитный поток грузов через Беларусь в 2 раза. Другие участники проекта в нем не менее заинтересованы, ибо сухопутный транзит через Беларусь в морские порты позволяет им увеличить грузопотоки и сократить время следования грузов примерно в 2 раза.

Но путь из Китая в Литву через Беларусь невозможен без России и Казахстана.

Эксперты обращают внимание также на огромный потенциал казахстанских транзитных грузов. Пока эта страна поставляет львиную долю своих грузов на мировой рынок через Китай. И если заинтересованным участникам проекта Восток - Запад удастся согласовать тарифную политику с Россией, то, по экспертным оценкам, Казахстан сможет поставлять в Европу через Беларусь дополнительно 2-3 млн. т грузов (металлы, зерно, нефтепродукты).

Однако новый сухопутный коридор будет более эффективным, чем морской, только при условии унификации тарифов и других процедур прохождения границ. Например, сейчас везти казахстанские грузы в Литву через Беларусь из-за высоких российских тарифов дорого.

В любом случае шанс согласовать тарифную политику появился благодаря продекларированному созданию Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, который начнет функционировать с 1 января 2010 года. По крайней мере, Казахстан, прежде чем подписывать учредительные документы о создании нового регионального объединения, поставил перед Правительством РФ вопрос об унификации тремя странами тарифов на железнодорожные перевозки.

Таможенный союз предполагает унификацию тарифов.

Очевидно, что Литва как один из главных инициаторов нового проекта рассчитывает на позитивный исход переговоров по унификации железнодорожных тарифов в Таможенном союзе. Не случайно заявлено, что Клайпедский порт вскоре должен стать мостом между странами Азии и Западной Европы.

Недавно правительство Литвы приняло решение об объявлении Клайпедского порта важным экономическим объектом страны. На пресс-конференции после выездного совещании кабинета министров в Клайпеде премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс отметил, что грузы из восточных государств, сейчас чаще всего попадающие на Запад только по водному пути, вскоре через Россию и Казахстан начнут прибывать в Клайпеду по суше.

"Клайпеда является завершением сухопутного пути и мостом в другие страны. Через порт идут деньги восточных стран, поэтому сейчас это один из важнейших финансовых объектов страны", - сказал А. Кубилюс.

В свою очередь министр сообщения Литвы Элигиюс Масюлис подчеркнул: "Очень важно, чтобы перевозчикам было выгодно доставлять грузы до порта по суше". "Цены на таможнях не должны сильно отличаться. России также очень выгодно подписать с нами договор - с осуществлением проекта сухопутного коридора через эту страну проезжало бы намного больше грузовых поездов", - отметил Э. Масюлис.

Он пообещал в ближайшее время провести переговоры с министрами транспорта России, Казахстана и Китая об унификации таможенных тарифов. Министр также сообщил, что предварительно провел беседу с главой Минтранса РФ Игорем Левитиным и тот поддержал идею создания сухопутного коридора.

"2К" в новых реалиях.

Однако вряд ли Россия, которой также выгоден новый транзитный коридор, присоединится к проекту, не решив с Литвой существующих проблемных вопросов в рамках проекта "2К".

Напомним, соглашение по "2К" (Клайпеда и Калининград) от 2001 года предусматривало литовско-российские договоренности по координации обслуживания судов во взаимных интересах с учетом загрузки Клайпедского и Калининградского портов. Однако реализовать их не удалось.

В то время Россия приняла решение дифференцировать железнодорожные тарифы на калининградском и клайпедском направлениях в пользу российских грузов, и в результате с 2000 по 2002 год транзит через Калининград вырос в 2,2 раза, а через Клайпеду сократился в 3 раза. В ответ Литва вынуждена была установить на своей территории тарифы на Клайпеду в 2 раза ниже, чем на Калининград.

В течение всего этого времени стороны продолжают переговоры по проекту "2К". В этом году обозначены позитивные результаты переговоров.

Губернатор Калининградской области Георгий Боос во время визита 6 октября в Литву заявил журналистам, что порты Калининград и Клайпеда могут стать серьезным логистическим центром, формирующим товаропотоки как восточноевропейского, так и восточного и юго-восточного азиатского направлений.

"Мы (Калининград и Клайпеда) можем, вообще говоря, развиться до серьезного логистического центра, обслуживающего крупный порт Роттердам и формирующего потоки как по направлениям, так и по видам товаров не только восточноевропейского, но и восточного, и юго-восточного направлений, уже азиатских", - сказал Г. Боос.

Он подчеркнул, что это возможно лишь при условии гармонизации транзитных тарифов. По его словам, Литва понизила транзитные тарифы на одну треть, но, несмотря на это, по разным товарным позициям тариф в направлении Калининграда остается выше, чем в направлении других портов Балтийского моря.

Между тем "Российская газета" (от 29 октября) пишет, что в Калининградском торговом порту уже в ближайшее время будет возобновлена перевалка белорусских калийных удобрений. По данным газеты, об этом руководству порта в середине октября удалось договориться с белорусскими представителями. Отмечается, что на первом этапе проекта порт сможет ежегодно обрабатывать около 200 тыс. т белорусских калийных удобрений.

Напомним, что калининградские власти вот уже 4 года не оставляют попыток повернуть заметную часть транзита белорусских калийных удобрений из прибалтийских портов в своем направлении.

Сроки пробного рейса (поставки 3 тыс. т) через Калининград, которые и должны были продемонстрировать цену эксперимента, менялись неоднократно, а затем даже разговоры вокруг этой темы поугасли. Нехитрые арифметические расчеты показали, что смысла в таком эксперименте нет: слишком затратен этот маршрут для отечественного экспортера. Проблема не только в литовских тарифах, но и в слабых технических возможностях Калининградского порта в сравнении с Клайпедским.

Подтвердить информацию "Российской газеты" о перевалке в ближайшее время калийных удобрений через Калининградский порт белорусские источники не смогли. Основная причина - более высокие издержки в сравнении с ближайшим Клайпедским портом. Сейчас они отличаются на 7 USD/т в пользу литовского порта.

Роль Беларуси возрастет.

Тем не менее Литва сделала ставку именно на развитие нового транспортного коридора и постарается не выпустить инициативу из своих рук.

Прогнозируя, что в соответствии с планами развития Евроазиатского транспортного коридора может заметно увеличиться и роль Беларуси в загрузке Клайпедского порта (сейчас на долю белорусских грузов приходится около 22% портового оборота), руководство порта уже предложило литовскому правительству ввести в посольство Литвы в Беларуси пост атташе по транспорту.

Новая должность в посольстве должна появиться вместо представительства Клайпедского порта в Минске, которое было открыто в январе 2003 года. Для такого стратегического партнера, как Беларусь, должен быть назначен представитель всей транспортной системы Литвы, отметили в дирекции Клайпедского порта.

Подписка на Все
25 января 2021
Приорбанк сообщил о затруднениях в работе банкоматов финансового учреждения.
25 января 2021
Согласно данным Белстата, номинальная начисленная средняя зарплата в декабре 2020 года составила рекордные 1 474,6 рубля.
25 января 2021
Произошедшее сокращение преференций ПВТ значимо для 50 % резидентов парка, нейтрально для 36,8 %. При этом нежелание работать с Беларусью, высказанное после 9 августа рядом зарубежных потенциальных контрагентов, значимо для 53,6 % резидентов ПВТ и для 32,7 % нерезидентов.
25 января 2021
Введение биометрических документов в Беларуси перенесли с 30 апреля на более поздний срок.
25 января 2021
В Беларуси по состоянию на 25 января зарегистрировано 238 тыс. 635 человек с положительным тестом на коронавирус.
25 января 2021
Картины развития экономики страны на 2021 год власти рисуют если не радужными, то как минимум почти такими же живописными, как на 2020­-й. Но насколько они реалистичны? Не окажутся ли воздушными замками? Не скрутит ли их в очередную инфляционно­-девальвационную спираль, которая смерчем вынесет деньги из карманов белорусов?

Страницы