Май 29, 2018
Татьяна КАЛИНОВСКАЯ

Ни бизнес, ни страны ЕАЭС не заинтересованы в том, чтобы передавать коммерческую информацию и информацию, касающуюся национальной безопасности, в межгосударственные базы данных, что делает невозможным реализацию совместных проектов цифровизации и цифровой трансформации. К такому выводу пришли участники круглого стола Евразийского цифрового форума, прошедшего в рамках выставки «ТИБО-2018».

 

В ходе дискуссии обсуждались проекты сопряжения цифровой трансформации транспорта как внутри ЕАЭС, так и в рамках «Восточного партнерства» и проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Чтобы они стали возможными, необходимо наладить цифровое взаимодействие регуляторов, совместить системы и платформы для работы транспорта: нормативно-правовую базу, бизнес-процессы, стандарты документов и формы данных.

Страны развивают собственные проекты цифровой трансформации и не готовы сотруд­ничать, к тому же уровень развития ИКТ у всех разный. Например, только 30 % территории Казахстана покрыто сотовой связью.

«Есть желание создать в ЕАЭС универсальную систему прослеживаемости товаров, соответствующую передовым мировым практикам, создать надежный инструмент прослеживания событий в цепи поставок, возможно, с применением технологии блокчейн, обеспечив этим принцип свободы перемещения товаров на рынке ЕАЭС», — заявил начальник управления электронных ресурсов Межотраслевого научно-практического центра систем идентификации и электронных деловых операций НАН Беларуси Евгений Яушкин. Ведь отслеживать перемещение транспортного средства без учета того, что находится внутри него, большого смысла нет.

От прозрачности всей цепочки перемещения товара (от производства и до попадания к потребителю) выиграют все. Государства смогут усовершенствовать налоговое и таможенное администрирование, бизнес получит возможность перейти к безбумажному документообороту и логистике, а также защиту от конкуренции со стороны теневого сектора, посредством планшетов и смартфонов граждане смогут обезопасить себя от продукции сомнительного происхождения, отметил Евгений Яушкин.

Вроде бы все заинтересованные с этим согласны, но основная проблема — доступ к базам данных — так и не решается. Пока ни бизнес, ни государства не готовы делиться коммерческой информацией и информацией, касающейся национальной безопасности. По этой же причине невозможно синхронизироваться с транспортными цепочками проекта «Экономический пояс Шелкового пути»: Китай не раскрывает информацию о своих трансконтинентальных поставках.

Темы цифровизации и цифровой трансформации обсуждаются на уровне ЕАЭС, но пока нет ясности, как сопрягать соответствующие национальные программы. «Многие проекты в сфере цифровых технологий интересно делать в сфере государственно-частного партнерства. Когда мы говорим об интеграции на пространстве ЕАЭС, возникает ниша для создания консорциумов, которые могли бы стать операторами этих цифровых платформ. Пока органы власти сами заказывают технические решения, и это существенно осложняет интеграцию. Консорциум, организованный по схеме ГЧП, мог бы взаимодействовать со всеми странами ЕАЭС. Второй вариант: каждая страна будет сама у себя внедрять эти технологии, а потом будем их интегрировать», — предположил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Козырев.

Подписка на ЕАЭС + цифровая трансформация + цифровая экономика
20 августа 2018
Беларусь предлагает ввести ответственность стран ЕАЭС за невыполнение обязательств. Независимые эксперты полагают, что участники союза, в том числе наша страна, попросту не готовы к полноформатному выполнению соглашений.
10 августа 2018
Александр Лукашенко упрекает Россию в недобросовестной конкуренции и невыполнении обязательств в рамках Евразийского экономического союза.
27 июля 2018
В Санкт-Петербурге прошло заседание межправительственного совета объединения.
27 июля 2018
Межправительственный совет объединения также коснется тем цифрового развития и импортозамещения.
23 июля 2018
Это произошло во время телефонного разговора сегодня.
17 июля 2018
Государственный таможенный комитет пока отказывает в реализации пилотного проекта по применению электронной книжки МДП (e-­TIR) на белорусско­литовской границе. Ситуацию взял на контроль Совет по развитию предпринимательства.

Страницы