Февраль 01, 2018
Андрей ДАНИЛЬЧИК, директор ООО «СтрахЭкспертГрупп» (страховой брокер)

Автомобиль остается «двигателем» страхового рынка Беларуси, однако обслуживать его страховщикам становится с каждым годом труднее.

Для большинства юридических лиц страхование, связанное с транспортом, ограничивается обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГО, «Зеленая карта») и каско. Джентльменский набор транспортных компаний шире и содержит также страхование ответственности перевозчика и экспедитора, грузов, от несчастных случаев и болезней при выезде за границу. Продвинутые перевозчики добавляют в портфель страхование водителей и пассажиров от несчастных случаев, увеличивают застрахованные по ОСГО и «Зеленым картам» лимиты через добровольное страхование ответственности.

Многопрофильные компании приходят к страхованию складских запасов, иного имущества и к другим видам страхования. А те, кто доходит до формирования соцпакета, используют страхование жизни и добровольное медицинское страхование.

Красноречие цифр

Детализированной статистики за 2017 год пока нет, впрочем, и принципиальных изменений по сравнению с 2016-м не произошло. В позапрошлом году 52 % сборов по всем обязательным видам страхования пришлось на ОСГО и «Зеленую карту». Взносы по каско составили 25,6 % сборов по всем добровольным видам и 45,3 % — по имущественному страхованию.

В сегменте юрлиц доля каско в имущественном блоке составила 42,2 %, страхования грузов — 3,5 %. Каско — лидер среди имущественных видов и по количеству заключенных с юрлицами договоров — почти 74 000. Для сравнения: количество таких договоров с физлицами почти на 21 000 меньше.

В добровольном страховании ответственности доля перевозчиков и экспедиторов по сборам составила 25,1 %.

Убыточность растет

Обеспокоенность вызывает убыточность основных «транспортных» видов страхования. По итогам 2016 года отношение выплат к взносам по ОСГО составило 70 %. По «Зеленой карте» статистика пока хорошая, но и в этом сегменте выплаты растут: в 2016 году зафиксирован 8,4-процентный рост заявленных случаев, а средняя выплата приблизилась к 2000 евро.

Ситуация с каско хуже: в сегменте юрлиц — 79,8 % за 2016 год, за первое полугодие 2017-го — 90,3 %. При этом у пяти из четырнадцати страховщиков уровень выплат превысил 100 %! С учетом особенностей статистики и порядка урегулирования эти цифры можно смело увеличить на суммы неурегулированных убытков, выплаты экспертам, формирование фондов и т. п.

По сравнению с первым полугодием 2016 года в аналогичном периоде 2017-го средняя выплата по каско почти не изменилась — 1351,3 руб. против 1342,2 руб. Зато средний взнос уменьшился с 1098,4 до 1018,3 руб., хотя количество договоров увеличилось на 4000! При этом средняя выплата превысила средний взнос. Впору задаться вопросом: «Это страхование или благотворительность?»

Игра на понижение

Таков сейчас рынок: клиенты играют на понижение, конкуренция растет. Страховщики концентрируются на сохранении клиентской базы любой ценой, а ее расширение становится в большей степени результатом перераспределения страхователей. Некоторые клиенты, считающие себя (нередко ошибочно) ценными, буквально ходят по кругу, выбивая лучшие условия. Падение взносов бумерангом сказывается на финансовом результате и устойчивости страховщиков.

Многие скатываются в демпинг. Только подумаешь, что ниже уже нельзя, как сразу слышен стук снизу. За последние годы тарифы по каско упали в полтора-два раза. Многое зависит от возраста и количества машин. При этом средние тарифы по тягачам стремятся к 1,2—1,3 % от страховой суммы, легковым машинам — к 3 %, хотя еще недавно приемлемыми считались соответственно 1,8—2 % и 3,5—4 %. Смертным боем страховщики сражаются за новые авто и большие парки, как следствие, иногда тарифы опускаются ниже пределов разумного.

На тренд накладывается падение цен на автомобили, ведь к ним привязаны страховые суммы, хотя стоимость ремонта не снижается. При этом количество выплат у юрлиц растет: в 2015 году — 45 924, в 2016-м — 47 211, а по итогам 2017-го ожидается около 53 000! На три договора приходятся примерно две выплаты. Клиенты желают сохранить уровень сервиса и лояльности, парки обновляются, много машин находится на гарантийном обслуживании, что стимулирует требования со стороны страхователей.

За последние годы состав общего автопарка юрлиц изменился. Если раньше львиная доля приходилась на грузовой транспорт, в первую очередь на международных перевозчиков, то сейчас увеличился сегмент легковых и коммерческих авто, что влияет на рост убыточности. Запросы от транспортной или сервисной компании на страхование 40—60 легковых машин не редкость.

Клиент проблемный, но верный

При всем этом корпоративный сектор остается наиболее верным и устойчивым к кризисам страхователем. Если физлица уменьшили количество договоров по каско с 75—85 тыс. в 2008—2009 годах до 53 тыс. в 2016-м, то юрлица только наращивали объемы — соответственно с 38 тыс. до 74 тыс. договоров. Рост продолжился и в 2017 году.

Сейчас страховщики пытаются справиться с ситуацией: отказываются от заведомо убыточных клиентов, до последнего держат тарифы, вводят франшизы, однако пока получается не слишком эффективно. На наш взгляд, уменьшение количества страховщиков в последние годы, взаимная информированность и корпоративная солидарность все-таки должны укрепить иммунитет отрасли к демпингу.

Страхователям рекомендуем взвешенно подходить к предложениям рынка. Для многих ключевым фактором является стоимость. Это важный показатель, но, на наш взгляд, правильным будет выбор страховой услуги по объему защиты и качеству. Только потом следует оценивать тариф.

Высокая цена полиса не гарантирует лояльности страховщика. Тем не менее с особой осторожностью необходимо относиться к очевидно заниженным тарифам: они могут быть результатом ограничений или признаком политики, когда компания не заботится о своей устойчивости

Подписка на страхование автомобилей + страхование
01 августа 2018
За январь-июнь 2018 года взносы страховых организаций республики по прямому страхованию и сострахованию составили 607,2 млн. рублей.
06 июля 2018
Они составили 508,8 млн. рублей.
27 июня 2018
Борис Медник подозревается в незаконной предпринимателькой деятельности
23 июня 2018
Государственный французский банк BPI France начинает работу по экспортному страхованию двусторонних франко-белорусских проектов. Об этом 21 июня на пресс-конференции сообщила директор отдела международных отношений, разработки продуктов и страхования экспорта банка Маэлия Дюфур.
01 июня 2018
Они достигли 402,2 млн. рублей.
12 мая 2018
Компания «Белросстрах» увеличила уставный капитал, провела ребрендинг и готова перейти в онлайн.

Страницы