Май 11, 2018
Алена ЯКОВЕНКО

Современная индустрия развлечений готова обслуживать самые нестандартные пожелания потребителей. Одним из модных направлений стало приглашение фокусников на корпоративы и дни рождения.

В топе компаний, проводящих различные мероприятия и приглашающих на них профессиональных артистов, помимо музыкантов, прочно обосновались фокусники. Об иллюзионных фестивалях и многочисленных нюансах работы отечественных магов «БР» поговорила с председателем Минского клуба фокусников Юрием МАЗУРКЕВИЧЕМ.

— Юрий, какие виды иллюзионного искусства сегодня наиболее востребованы?

— Иллюзионное искусство условно делится на три вида. Микромагия — фокусы с мелкими предметами или фокусы на расстоянии вытянутой руки. К такой магии обращаются все больше фокусников. В частности, особую популярность завоевала микромагия, включающая интерактивные приемы: в таком случае у зрителя есть возможность наблюдать за происходящим в непосредственной близи.

Салонная магия предполагает использование реквизита средней величины и рассчитана на аудиторию до ста человек. Фокусы, основанные на иллюзионе — крупногабаритном реквизите, ставятся на больших концертных площадках вместимостью более ста человек.

Кроме того, фокусники нередко обращаются к ментальной магии. Она ближе к психологии, чем к цирковому искусству.

Раньше иллюзионистами называли исключительно тех, кто работает с механизированными коробками. Сегодня название этой «специальности» распространяется на всех, кто показывает фокусы.

За рубежом больше развит иллюзионизм — крупномасштабные аттракционы. Для них предусмотрены специальные концертные площадки. Белорусский иллюзионист Виктор Шишко, получивший широкую известность благодаря участию в российском телешоу «Минута славы», однажды пытался сделать полноценный концерт в Молодежном театре эстрады. Однако, насколько мне известно, предприятие оказалось нерентабельным: помещение имеет малую вместимость, а расходы на транспортировку и сборку аппаратов весьма велики.

С точки зрения бизнеса проведение подобных шоу во Дворце Республики или на «Минск-Арене» может быть выгодно и организаторам, и фокуснику. Однако вряд ли кто-либо из белорусских магов способен собрать аншлаг на такой площадке.

— В прошлом году вы впервые взялись за организацию международного иллюзионного фестиваля Minsk Magic. Оправдал ли он себя?

— Мы не смогли полностью продать билеты на гала-шоу во Дворце культуры МАЗа. У нас не было человека, ответственного за промоушен. Мы собственными силами разослали информацию о фестивале по наиболее доступным каналам, однако этого оказалось мало. Удалось заполнить лишь ползала, из-за чего фестиваль ушел в минус.

Отсутствие спонсорской поддержки делает коммуникацию с зарубежными фокусниками очень трудной. Мы не можем обеспечить иностранцам достойный прием, оплатить полный пакет (дорогу, проживание, питание, гонорар). К счастью, понемногу начинает оформляться магическое братство. Например, иногда достаточно разместить в социальных сетях информацию о скором визите в ту или иную страну, как тут же откликаются проживающие там фокусники, готовые предложить ночлег и другую посильную помощь, обменяться опытом.

Обычно на наш фестиваль участники приезжают за собственные средства. В прошлом году только один фокусник из Германии запросил гонорар в 500 евро плюс оплату дороги и проживания — в итоге пришлось выложить за него 900 евро. Многие тогда возмутились, мол, за эти деньги можно было привезти шесть украинцев. Однако когда возмутившиеся посетили мастер-класс этого фокусника, увидели его в деле, то согласились, что траты были оправданы.

Каждый участник фестиваля уплачивает аккредитационный сбор — от 40 до 70 долларов в эквиваленте. Благодаря этим деньгам наш форум может позволить себе привезти одного-двух мэтров иллюзионного жанра, а также покрыть расходы на аренду помещения, звуковой аппаратуры и услуги технических служб. В прошлом году на фестиваль приехали сто фокусников из шести стран, в этом надеемся на 150—200 гостей-фокусников.

— Уже не первый год подобный фестиваль проводится в Гродно. Он уступает вашему по качеству?

— На мой взгляд, самым удачным был первый гродненский фестиваль, проведенный в 2014 году. В 2015-м акцент был сделан на гала-шоу: основной целью стало зарабатывание денег. На третьем фестивале для меня, как председателя жюри, стала очевидной проблема некорректной раздачи призов. На четвертый фестиваль я уже не поехал, а на пятом организаторы попытались реанимировать свое детище, однако недоработок все равно осталось много. Это касается только программы для фокусников: конкурса, лекций, дилерского базара. Гала-шоу в Гродно всегда были на достойном уровне.

На мой взгляд, фестиваль должен организовываться в первую очередь для иллюзионистов. Конкурсная программа обычно проходит в закрытом формате. В Гродно же из этого пытаются сделать публичное мероприятие, для наполнения зрительного зала приводят школьников, берут с каждого по 5 руб. за вход. Это ужасно!

Конкурс — это не концерт. Участник выступил, затем следует пятиминутная пауза, во время которой жюри определяется с оценками, а что делать детям? Билеты на конкурсную программу не должны продаваться, потому что не все сценические номера достойны того, чтобы за них заплатили.

Номер, представленный на конкурс, должен быть цельным, грамотно срежиссированным, последовательным. Фокусы могут быть не очень сильными с технической точки зрения, однако артист должен быть органичен.

В Минске есть только пять фокусников, которые получили высшее образование по специальности «артист оригинального жанра». Я единственный, кто получил такое образование в Белорусском университете культуры. Остальные окончили Киевское эстрадно-цирковое училище (ныне — Академия).

Молодые люди не хотят утруждать себя созданием сценического образа. На мой взгляд, костюм фокусника должен выглядеть так, чтобы сразу становилось понятным: перед вами не клоун, не аниматор, а маг.

Особое искусство для фокусника — умение держаться на сцене. Самоучка может позволить себе во время выступления повернуться спиной к зрителю, для профессионального же артиста это недопустимо.

— Что формирует стоимость услуг фокусника?

— Двадцатиминутное выступление хорошего фокусника стоит в среднем 200 руб. Однако из-за множества самоучек, недавних школьников в этой сфере наблюдается элементарный демпинг. Да, они хорошо владеют современными каналами связи, создают хорошие сайты, на которых приписывают своей персоне несуществующие достижения. Заказчик ведется на обман, а потом оказывается, что фокуснику недостает опыта. Как итог, подрывается доверие ко всем игрокам на рынке. Кроме того, такие новоиспеченные маги часто выставляют минимальные цены на свои услуги, и затем очень трудно доказать, что 100 долларов — это совсем немного за профессиональное выступление.

По-прежнему актуальна проблема недоверия к местным артистам. Когда мы приезжаем в Санкт-Петербург и говорим, что для нас 300 долларов за выступление — это потолок, мы видим искреннее удивление в глазах российских фокусников, ведь они, приезжая к нам на «гастроли» (зачастую на разовые выступления), получают на руки 1200 долларов за получасовое представление, а также прием по всем правилам.

— Реквизит для фокусов — удовольствие не из дешевых?

— Аттракцион распиливания женщины стоит 1000—1500 долларов. Можно купить бюджетный вариант за 500—600 долларов. В него входит лишь пила без ящика.

Оригинальный реквизит стоит дорого, однако затраты не всегда оправданны. Так, оригинальное приспособление для левитации купюры изначально стоило около 70 долларов, а китайские производители разработали не уступающий по качеству аналог и продают его за 7—10 долларов.

Максимальная цена специального реквизита — 1000 долларов. Все, что выше, — это уже иллюзионные аттракционы.

— Покупка реквизита и самого фокуса — это одно и то же?

— Как правило, фокусники покупают реквизит, а затем, освоив базовую технику работы с ним, пытаются придумать оригинальную подачу трюка. Часто реквизит приобретается вместе с видеороликом, в котором поясняется, как показывать фокус. Правда, такие инструкции часто не рассказывают о нюансах, из-за чего фокус иногда не получается столь же эффектным, как в проморолике.

Некоторые идут другим путем: собственноручно мастерят реквизит. Например, белорусский фокусник Василий Трунов долгое время вынашивал идею демонстрации фокуса с появлением автомобиля. Благодаря собственным усилиям и мастерству он изготовил-таки данный аттракцион, но продемонстрировал его вживую всего несколько раз: из-за своей масштабности иллюзионы такого рода можно показать далеко не на любой площадке.

Практикующие фокусники крайне редко продают свои секреты, чаще всего они обмениваются ими друг с другом.

— Можно ли на юридическом уровне закрепить за фокусом авторское право?

— Зарегистрировать можно только механическое приспособление для фокуса. Василий Трунов сделал коробку для распиливания кролика. Новое? Вряд ли. Скорее, модернизированное. Принципов, на которых строится иллюзионное искусство, не так много, и придумать что-то новое можно лишь тогда, когда появляется новое техническое устройство.

Например, раньше не было мобильной связи — не было и айфономагии. Лучший вариант — снять трюк на видео и проставить на ролике дату съемки. В этом случае можно доказать, что первым был именно ты. Впрочем, если за дело возьмется хороший юрист, то он всегда сможет доказать, что, попросту говоря, в первом случае использовался телефон черного цвета, а во втором — серого и это уже совершенно другой фокус.

— Что посоветуете начинающим фокусникам?

— Как только решили, что хотите учиться фокусам, идите заниматься в театральный кружок или студию, потому что важен не сам фокус, а его подача. Другими словами, фокусник — это прежде всего артист, который при помощи фокусов развлекает публику. Для того чтобы стать настоящим артистом, только лишь знания секретов фокусов недостаточно.

Подписка на культура + корпоративы
28 мая 2018
Большой театр оперы и балета в пятницу, 25 мая, отпраздновал свое 85-­летие.
25 мая 2018
Премьера спектакля «Папа, ты меня любил?» по пьесе отечественного драматурга и режиссера Дмитрия Богославского прошла в понедельник в Республиканском театре белорусской драматургии.
21 мая 2018
Сотрудничество бизнеса и культуры воплотило полесский космос в спектакле.
04 мая 2018
Визит в белорусскую столицу Стефано АНТОНЕЛЛИ с почетной культурной миссией не остался не замеченным «БР». Мы поговорили с независимым арт­-критиком о новых формах современного искусства.

Страницы