Июль 17, 2017
Алена ЯКОВЕНКО

Фестиваль «Нефильтрованное кино» пройдет в Национальном центре современных искусств. Изначально он возник как череда предпоказов в преддверии каждого сезона масштабного кинофорума Cinema Perpetuum Mobile. По итогам предпоказов организаторы формировали список кандидатов на участие в конкурсной программе. Однако два года назад данный формат оформился в самостоятельный проект.

Прямой диалог с аудиторией

Изначально «Нефильтрованное кино» ставило задачу и дальше демонстрировать остросоциальные киноленты, но в этом году появилась собственная конкурсная программа. В ее рамках планируется показ двадцати короткометражных фильмов. Победители будут определены в четырех категориях: документальное, игровое, экспериментальное и анимационное кино.

Интересно, что в конкурсной программе примут участие только иностранные авторы, а белорусские фильмы можно будет увидеть вне конкурса (в культурном пространстве «Мед»). Запланирован визит двадцати зарубежных режиссеров, которые по итогам показов пообщаются с аудиторией. Традиционно публике будет предложено оставить отзывы о работах того или иного автора на подготовленном для него дипломе, который затем будет вручен ему лично или отправлен почтой.

В день открытия фестиваля на базе киностудии «Беларусьфильм» состоится встреча с испанским режиссером, журналистом, преподавателем Пражской кино­школы Диего Фандосом. Серию мастер-классов по съемкам короткометражных фильмов 23 июля проведет американский режиссер Майкл Флорес.

Всего в рамках проекта будет показано сорок картин. В своих работах авторы поднимают темы как социального плана (классовая борьба, терроризм, массовая миграция), так и романтического, бытового характера. По формату проект близок к ныне проходящему фестивалю «Белкинолето», однако если задача последнего заключается в популяризации молодых белорусских авторов, то «Нефильтрованное кино» имеет интернациональный характер.

«Мы определили концепцию, увидели, как это работает, и начали ее развивать, — говорит организатор проекта «Нефильтрованное кино» Александр Мартынюк. — Все мы болеем одной темой, и наша задача создавать как можно больше таких площадок».

Завершит программу фестиваля оупен-эйр-показ «Урбан Синема Вижн» от сообщества «Кинобалаган». Объединение занимается преобразованием городского пространства, продвижением независимого авторского кино путем демонстрации его на улицах стран Западной и Восточной Европы. Такие фильмы имеют насыщенный визуальный ряд, в них нет диалогов, и каждый из них отражает сопереживание автора происходящему в современном мире. Показ пройдет 23 июля во дворике Национального исторического музея.

Сам себе режиссер

Откроется 21 июля и международный форум пограничного кино «Хронотопь. Art: reboot». Этот проект вызрел в кругу людей, связанных с независимым кинопроизводством. С самого начала его формат предполагал творческое сотрудничество занятых в данной сфере. Центральным событием кинофорума начиная с прошлого года стал кинолагерь в арт-деревне Каптаруны. Такой формат работы нацелен на формирование креативной среды для развития начинающих авторов, на поиск новых имен и продвижение молодого белорусского кино.

— Сегодня наблюдается смена технологических, социально-экономических, эстетических парадигм, и кино следует этой тенденции, — говорит куратор проекта «Хронотопь» Андрей Кудиненко. — Появилось много авторов, которые что-то снимают, монтируют, объединяются в сообщества. Для нас важен этот проект как возможность делать кино коллективно, имея небольшой бюджет. У нас нет кураторского диктата, нет каких-то строгих рамок — свобода творчества. Кино, которое мы снимаем, имеет характер пограничного, поэтому символично, что наш кинофорум проходит на границе с Литвой, в арт-деревне Каптаруны. Здесь же есть отсылка к соседству традиционного и независимого кино. Последнее тяготеет к экспериментам, часто оказывается на стыке искусств, развивается в плоскости между классическим кино и мультимедийным перфомансом.

«Хронотопь. Art: reboot» состоит из двух частей: непосредственно кинофорум, который призван погрузить участников в творческую среду, и кинолагерь, где «хронотоповцы» представляют собственные идеи сюжетов будущих фильмов. Далее путем открытого голосования участники отбирают наиболее интересные проекты и примыкают к их лидерам, формируя тем самым команды. На всем протяжении процесса создания лент с новичками работают опытные кинорежиссеры, актеры, другие специалисты, которые помогают молодежи постигать науку создания кино.

В прошлом году за пять дней было создано семь фильмов. Часть из них была показана в рамках различных образовательных и фестивальных мероприятий. Новелла «Венок» Павла Недведя в прошлом году была удостоена приза зрительских симпатий на белорусско-польском фестивале короткометражного кино Bulbamovie.

Среди участников проекта не только новички, но и действующие молодые режиссеры. Деньги на проведение кинолагеря организаторы собирают путем краудфандинга. Поддержав проект, даритель фактически покрывает расходы на свое проживание в кинолагере. В прошлом году проект собрал подобным образом необходимую сумму, в кинофоруме приняли участие более ста человек, а в кинолагере — более сорока.

Стоит отметить, что уже сегодня география проекта не ограничивается Каптарунами: он проходил в виде практикумов в Бобруйске, Гомеле, Бресте и Минске. В рамках «Хронотопь» также запланированы кинопоказы программ Международного Канского видеофестиваля (Россия), программ документального кино Института Адама Мицкевича (Польша), программ украинского кинофестиваля Docudays, белорусского молодого кино, а также лекции и дискуссии, которые обращаются к теме пограничья — в музыке, театре, философии и кино. Кроме того, совместно с присоединившимся в этом году партнером — Лигой экспериментального кино из России — готовится выпуск нового киноальманаха.

Наше кино искреннее

Оценивая состояние молодого белорусского кинематографа, куратор проекта «Хронотопь» режиссер Андрей Кудиненко отмечает, что «развитие есть, но куда оно идет, пока сказать трудно; сейчас мы наблюдаем фазу бурления, поиска, выделять какие-то тенденции пока рано. На мой взгляд, в нашем кино присутствует искренность, оно глубоко личностное. Не стоит искать в нем национальную идентичность, потому что в фундаменте современности лежит глобалистское представление о жизни. Идентичность, если и просматривается, то скорее в поколенческом контексте, а не национальном. Впрочем, молодое кино имеет отношение к окружающей действительности, и авторы здесь успешно вплетают национальные мифы, легенды».

В будущем организаторы проекта планируют создать онлайн-платформу молодого кино, где молодые авторы смогли бы выкладывать свои короткометражные кинопробы и тем самым формировать новую киносреду.

Подписка на Кинематограф + документальное кино + «Хронотопь» + «Нефильтрованное кино»