Февраль 19, 2017
Надежда КОВШ

Успех бизнес­образования будет зависеть от того, удастся ли предприятиям и бизнес­школам наладить тесную связь между собой. Такое мнение в интервью «БР» высказал председатель Ассоциации бизнес­образования, директор Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ (ИБМТ БГУ) Владимир Апанасович.

— Владимир Владимирович, можно ли говорить о том, что отечественная система бизнес-образования развивается в русле общемировых тенденций, или мы идем своим путем?

— Мы находимся в тренде мировых образовательных процессов, но стратегическое развитие у нас продвигается медленнее, чем в развитых странах. Беларуси следует ориентироваться на опыт западных бизнес-школ, адаптировать их образовательные стандарты к нашим социально-экономическим условиям.

В 2015 году была принята Концепция формирования и развития системы бизнес-образования в Республике Беларусь. Сегодня документ находится на стадии финального обсуждения. На наш взгляд, нужно локализовать усилия на создании эффективной модели, в частности наладить тесное сотрудничество между учреждениями образования и бизнес-структурами. У студентов должна быть возможность знакомиться с предпринимательской деятельностью уже во время обучения.

В соответствии с концепцией государство должно создать благоприятные условия для университетов, чтобы те могли соответствовать международным нормам. Пока мы вынуждены говорить об огромном количестве документов, слишком детально регулирующих образовательный процесс. Правила должны быть внутренними, гибкими, позволяющими учреждениям образования самим оптимизировать обучение. С этой целью мы предлагаем Министерству образования пересмотреть и упростить правила лицензирования.

— Приходится слышать нарекания на архаичные подходы при разработке ряда учебных программ. Может быть пришло время всерьез заняться подготовкой самих преподавателей?

— Улучшение качества пре­подавательского состава — ключевая задача. В Ассоциацию бизнес-образования входят ведущие вузы страны, но даже у них уровень разный: некоторым не хватает высококвалифицированных лекторов, недостаточно часто проходит защита докторских и кандидатских диссер­таций.

Бизнес-школы испытывают дефицит средств для привлечения иностранных преподавателей, хотя в некоторой степени проблему можно решить за счет участия в образовательных грантовых программах Фулбрайта, «Эразмус» и проч.

В ИБМТ БГУ мы стремимся разными путями улучшить качество образования: приглашаем иностранных специалистов, бизнесменов с талантом преподавания, выпускников нашего института, ставших руководителями предприятий. Принимаем на работу преподавателей с зарубежным образованием.

К слову, результат во многом зависит и от студентов, благо к нам приходят в основном подготовленные, целеустремленные и высокомотивированные слушатели.

— По логике значительно возросшая в последние годы конкуренция на рынке образования должна способствовать улучшению качества подготовки…

— Действительно, сейчас на рынке много игроков. Сегодня даже консалтинговые компании оказывают образовательные услуги, а потому учреждения образования почувствовали жесткую конкуренцию. Впрочем, пока конкуренция сама по себе не обеспечила серьезного качественного прорыва в области бизнес-образования в стране. В ряде случаев результат оказался иным: появилось слишком много программ, не дающих глубоких знаний. На наш взгляд, назрела необходимость введения дополнительной сертификации учреждений, оказывающих услуги в сфере бизнес-образования, или хотя бы составления их рейтинга, чтобы у потребителей услуг появились ориентиры, которые помогут им выбрать место обучения.

— Некоторые эксперты считают, что в нашей стране все еще не сформировался спрос на качественное бизнес-образование. Действительно ли на предприятиях не осо­знали, что знания — основное конкурентное преимущество в современном мире?

— На белорусских предприятиях мы видим серьезное расслоение в отношении технологий управления, а следовательно, и в части требований к подготовке кадров. Одни компании пере­шли на европейские стандарты, другие работают по старинке, назначая на управленческие должности наиболее опытных сотрудников. Отрасли реального сектора экономики в полной мере не осознают необходимость обучения персонала современным управленческим технологиям. Надеемся, активный переход на рыночные отношения заставит их пересмотреть свои подходы к работе.

Мы предложили Министерству труда и соцзащиты дополнить список квалификационных требований к руководителям компаний наличием академической степени МВА (магистр бизнес-администрирования). Надеемся, в ближайшее время такое требование появится, что также будет стимулировать спрос на бизнес-образование.

— Как сделать подготовку сотрудников более доступной для малых и средних фирм, в том числе из регионов? Ведь в долгосрочной перспективе именно этот сектор экономики, по планам правительства, должен стать основным драйвером роста ВВП.

— Большие компании могут создавать собственные центры обучения персонала. Малым и средним фирмам труднее: у них не всегда хватает средств на такие цели. В ИБМТ БГУ мы предлагаем им адаптированные программы, проводим консалтинговые мероприятия, определяем болевые точки и пути решения проблем. Кроме того, развиваем дистанционное образование, в рамках которого слушатели из регионов порой могут даже не приезжать в Минск на обучение. Конечно, пока остаются некоторые технические проблемы, но они решаемы. Надеемся, что компании в регионах будут активнее пользоваться современными образовательными технологиями.

Еще один перспективный путь — участие в образовательных программах, разработанных нашей ассоциацией в сотрудничестве с бизнес-союзами и ассоциациями работодателей и предпринимателей. Для этого малые предприятия, со своей стороны, должны принимать более активное участие в работе деловых объединений.

— В каком направлении, по вашим прогнозам, будет меняться система делового образования в обозримой перспективе?

— Человеку необходимо учиться всю жизнь, и эта концепция существенно меняет идею образования. Повторюсь, как никогда важно сотрудничество между образовательными учреждениями и предприятиями, которые впоследствии примут выпускников на работу, ведь пока вуз в течение четырех лет готовит специалистов для нужд какой-либо компании, технологии производства и управления в ней могут кардинально измениться.

Мы привыкли, что в университет приходят учиться, это университет 1.0. В системе 2.0 к основной функции добавляется научная работа. На современный вуз типа 3.0 возложена еще и предпринимательская миссия. Университет последнего типа сам формирует бизнес-­среду, создает инфраструктуру, в центре которой находятся бизнес-­школы. По такой модели развиваются многие вузы мира, классический пример — Силиконовая долина.

Мы создаем подобную систему в ИБМТ БГУ. Это будет система бизнес-акселерации, поддерживающая наших студентов и выпускников. Трудно предположить, какой в деталях будет трансформация белорусских вузов, но уже сейчас ясно, что наряду с академической и исследовательской функциями необходимо в максимальной степени учитывать предпринимательскую составляющую миссии современного университета.