Октябрь 16, 2017
Антон РОГАЧ

Использование спортивных трансляций для привлечения клиентов в бары и кафе — занятие более сложное, чем может показаться на первый взгляд, но зачастую эффективное.

Конкурентная среда

У белорусов есть довольно широкий выбор, где и как смотреть спортивные трансляции. Кто-то остается верным домашнему телевизору — в таком случае спектр доступных трансляций ограничен. Благо на помощь приходит Интернет, дающий возможность выбора между просмотром за деньги и нелегальными показами. В нашей стране второй вариант пока не наказуем.

В последнее десятилетие в спортивной индустрии «вырисовывается» четкая тенденция: не потребитель ищет возможность посмотреть матч или турнир, а вещатель все чаще стремится попасть на экраны потенциальных клиентов. Именно поэтому важным игроком на рынке стали соцсети. Как и телекомпании, Twitter и даже «Вконтакте» приобретают у правообладателей права на трансляции тех или иных событий. Как заявил в начале октября глава спортивного департамента Facebook Дэн Рид, крупнейшая в мире социальная сеть не исключает возможности покупки в следующем году прав на показ матчей Английской премьер-лиги в течение трех сезонов.

Из-за развития современных технологий страдают те, кто зарабатывает на любви к спорту более традиционными способами. Речь в первую очередь об организаторах спортивных мероприятий. С каждым годом им приходится прикладывать все больше и больше маркетинговых усилий, чтобы завлечь зрителей на стадионы. Из-за трансформирующейся конкурентной среды страдают и предприятия общепита, бизнес-модель которых строится на привлечении спортивных болельщиков.

Чтобы заработать, нужно заплатить

Домашний просмотр матчей и их демонстрация в заведении общепита — принципиально разные понятия с точки зрения права. Чтобы транслировать то или иное спортивное событие в своем кафе или баре, нужно купить у правообладателя соответствующую лицензию. Например, чтобы показывать Английскую премьер-лигу, нужно получить разрешение Белтелерадиокомпании, а вот правами на показ матчей чемпионата Испании на территории нашей страны обладает уже «Сетанта Спорт».

Часто бары нарушают принятые правила: заведения транслируют «картинку» российских телекомпаний. Объяснений тому несколько. Во-первых, в этих телекомпаниях работают лучшие русскоязычные комментаторы. Во-вторых, бары могут транслировать российские каналы в HD-формате (эту технологию Белтелерадиокомпания пока не освоила). В-третьих, последствия нарушения закона не критичны: рейды проводятся редко, а штрафы обычно составляют всего несколько сотен рублей. В неформальных беседах представители общепита уверяют, что были бы рады все транслировать легально, но не в ущерб клиентам.

Свой продукт не слишком интересен

Когда речь идет о барах, белорусы предпочитают зарубежный спорт. Безусловно, в каждом заведении своя специфика, однако можно проследить и общие тенденции. Наибольшей популярностью ожидаемо пользуются футбольные трансляции, прежде всего матчи чемпионата Англии и Лиги чемпионов. Чуть меньше интерес к национальным первенствам России, Испании и Италии. Кроме футбола, бары транслируют хоккей, гонки «Формула-1», баскетбол и др.

Белорусский спорт конкуренцию создает редко. Аншлаги в заведениях общепита могут собирать официальные матчи футбольной и хоккейной сборных, игры БАТЭ в еврокубках и минского «Динамо» в Континентальной хоккейной лиге. Чемпионат Беларуси по футболу в барах совсем не жалуют — причина кроется в спросе.

«Никакой предвзятости по отношению к белорусскому спорту нет, — объясняет управляющий столичным баром «4-4-2» Максим Старцев. — Я знаю маркетологов «Крумкачоў» и брестского «Динамо». Мне кажется, они делают много крутых вещей. Мы готовы показывать матчи чемпионата Беларуси, но пока никто не может гарантировать нам, что они будут собирать зал на регулярной основе (хотя в мае мы довольно успешно показали финал Кубка Беларуси). Эпизодически белорусский спорт у нас появляется, но спроса на более частые показы нет».

Реальность и перспективы

Сейчас в Минске работают полтора-два десятка баров, на постоянной основе транслирующих спорт. Они стараются не походить друг на друга и позиционируют себя как уникальные заведения. Так, «4-4-2» обозначает себя как «спортивную рюмочную» и подчеркивает отличие от традиционных баров.

По словам управляющего Clever Irish Pub Дениса Докина, его заведение отличает кухня: «Помимо того что клиент может выпить пиво, у него есть возможность вкусно поесть. Матчи Лиги чемпионов или КХЛ транслируются вечером, так что после рабочего дня вкусные блюда — это хорошее подспорье».

По-разному позиционируют себя бары и по отношению к фан-клубам. Например, вышеупомянутый «4-4-2» не ассоциирует себя ни с одной командой. Есть в столице и заведения, являющиеся базовыми для объединений болельщиков популярных зарубежных команд (например, белорусские поклонники «Арсенала» традиционно ходят в Bristle).

Безусловно, целесообразность спортивных трансляций в заведениях общепита определяется интересом населения к спорту. В Беларуси этот интерес объективно находится на не очень высоком уровне. Поэтому таким заведениям приходится работать с относительно узким кругом клиентов.

С другой стороны, интерес к спорту все же возникает. Эпизодически. Наиболее показательный пример — чемпионат мира по хоккею в 2014 году. Тогда матчи показывали даже в кафе и ресторанах, в которых раньше этого никогда не делали. Причина очевидна: в белорусскую столицу приехало множество болельщиков — они и сформировали спрос.

 

 

Подписка на футбол + трансляции + Беларусь 5 + спорт + спортивный бизнес + общепит
12 декабря 2017
БАТЭ снова стал чемпионом страны, но на этот раз не досрочно — впервые за много лет. Впрочем, итоги первенства пока не утверждены: главный конкурент борисовчан, минское «Динамо», оспорил результаты.
07 декабря 2017
Спортивные маркетологи обменялись опытом.
28 ноября 2017
Интересный маркетинговый ход сделало ОАО «Белагропромбанк» — партнер Белорусской теннисной федерации (БТФ). Банк использовал Интернет и социальные сети для продвижения через спорт.
21 ноября 2017
Закупка формы будет производиться из одного источника.
09 ноября 2017
Около ста дней осталось до старта зимних Олимпийских игр в Пхенчхане. У бизнеса еще есть шанс использовать спортивный топ­турнир в рамках маркетинговой деятельности.
26 сентября 2017
На Национальном правовом интернет-портале опубликован указ президента №345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Страницы