Июнь 26, 2020

Современный бизнес: безопасный и последовательный

Ольга ТОМАШЕВСКАЯ

О подходах к построению успешных бизнес-проектов в нынешних условиях в интервью «БР» рассказал Дмитрий Дичковский – профессор Бизнес-школы ИПМ, бывший директор «Милавицы», председатель жюри Конкурса предпринимательских идей.

. Организатором этого конкурса уже четыре года является Бизнес-школа ИПМ. Финал нынешнего сезона состоялся несколько дней назад. Первое место занял WOOMA – новый бренд одежды для беременных женщин и кормящих мам. На втором месте – детская научная студия «ЭкоЛаборатория», на третьем - франшиза детских парикмахерских «Подстригульки». На этих примерах Дмитрий Дичковский проиллюстрировал подходы к развитию бизнес-идей в кризисных условиях.

- Победители этого года – проекты, так или иначе связанные с материнством и детством. Это случайное совпадение или закономерность?

- Возможно, это связано с тем, что сегодня эти потребительские сегменты недообслужены предложениями отечественного бизнеса. Проекты-победители являются нишевыми, они находятся в менее конкурентной среде и предлагают клиентам новую ценность. Это дает им шансы на выигрыш не только в Конкурсе, но и на рынке. К примеру, проект WOOMA, который занял первое место, предлагает одежду для беременных женщин и кормящих мам, довольно узком сегменте, особенно если сравнивать с женской одеждой в целом. Это дает возможность выделиться, выгодно показать себя.

- Какими основными критериями руководствовалось жюри при выборе победителей?

- Проекты, которые в этом году заняли первое, второе и третье места, лидировали с существенным отрывом. У жюри не было особых сомнений по поводу того, какой проект выбрать. И это отличает финал Конкурса этого года от прошлых сезонов.  Мы учитывали и то, как авторы проводили свои презентации, и наличие прогресса по сравнению с прошлым годом, когда они начинали свое участие в Конкурсе. Вообще, очень интересно наблюдать, как идея превращается в реальный проект, а существующий проект полностью изменяется в результате работы с преподавателями, менторами, экспертами. Как участники переходят в новое качество и на новый уровень.

- Нынешний сезон Конкурса, наверное, самый сложный. Прилетел «черный лебедь» в виде пандемии и серьезного экономического кризиса, что создало проблемы и необходимость переориентироваться для всех бизнесов, не только начинающих. Как участники Конкурса реагировали на новые условия?

- Я только хочу уточнить, что этого «черного лебедя» мы сами пригласили, своим безответственным поведением и неуёмным потреблением. И это привело в том числе и к тому, что многие проекты участников конкурса видоизменились. Кто-то в процессе работы кардинально менял модели и идеи развития бизнеса в будущем. То есть происходило то же самое, что мы видим и на примере крупных компаний.

Например, международная фирма Inditex закрывает 1200 магазинов Zara по всему миру - очевидно, это просчитанное решение, необходимое, чтобы выжить. Одновременно эта компания вкладывает миллиард евро в развитие онлайн-торговли.

Это – только одна из ситуаций, которая показывает, как меняются ожидания клиентов от бизнеса. Современная компания должна быть по возможности максимально безопасной, ответственной, и близкой по духу своим клиентам. И именно такие проекты вышли на орбиту финала Конкурса.

- Один из трех победителей финала – франшиза детских парикмахерских. Явно этот бизнес не может быть удаленным.

- Очень важно создать правильный образ места. Клиент должен быть уверен, что находится в безопасности настолько, насколько это возможно в нынешней ситуации. Все должно быть стерильно, красиво, чисто, аккуратно и последовательно на всех этапах, от входа в парикмахерскую до момента оплаты. Не должно быть так, как мы видим в некоторых аэропортах – сначала требование ко всем быть в масках и дистанцию в полтора метра соблюдать, а потом всех этих пассажиров набивают битком в автобус и совершенно небезопасно везут к самолету. Или когда меры безопасности выглядят неразумно и показушно – в некоторых гостиницах сейчас стали заворачивать бананы в плёнку, а вместо круассанов подают малосъедобные упакованные бутерброды со сроком хранения несколько лет. Безопасности это не добавляет, а эмоцию и желание путешествовать убивает.

Клиент не должен испытывать дискомфорт, и при этом очень важно, чтобы он видел, что на каждом этапе учтены все необходимые меры. Он должен думать, что у вас более безопасно, чем в других аналогичных местах. Особенно если речь идет о бизнесах, которые обслуживают детей. Участникам Конкурса, парикмахерским «Подстригульки», удалось продемонстрировать на Конкурсе именно такой подход.

- Организаторы заявляют, что Конкурс предпринимательских идей способствует развитию предпринимательства в Беларуси, в том числе – в регионах. По каким критериям вы можете судить, что это так и есть?

- Самый важный для нас критерий -  с каждым годом количество, а главное качество заявлений, поданных на конкурс, растет, авторы проектов все больше работают с экспертами.

Не менее важно, что и в предыдущие годы участникам Конкурса удавалось создавать проекты, которые до сих пор являются успешными. Один из них – проект в сфере социального предпринимательства, который делает для детских больниц «Коробки смелости». В коробках находятся забавные игрушки из белого гипса, которые ребенок вытягивает перед болезненной процедурой. Это дает ему возможность переключить внимание на что-то более приятное.  Интересно, что к созданию этих игрушек привлекают людей, страдающих определенными зависимостями, и такая деятельность помогает им выработать позитивную линию поведения и вернуться к нормальной жизни.

Несколько лет назад, когда Бизнес-школа ИПМ принимала решение об открытии представительств в регионах, мы видели, что предприниматели, которые там работают, не имели должного доступа к качественным и профессиональным услугам бизнес-образования и консалтинга. У них не было методологий, не было экспертной поддержки. Когда мы открыли офисы в регионах, процент слушателей Бизнес-школы не из Минска стал быстро расти. Следующим шагом стал Конкурс предпринимательских идей, который нацелен на привлечение региональных предпринимателей. Таким образом, мы делаем последовательные шаги к развитию предпринимательской среды в регионах.

Подписка на Все
21 октября 2020
Генеральный директор компании SpaceX Илон Маск раскрыл планы по строительству на Марсе города, который полностью будет независим от планеты Земля.
21 октября 2020
Россельхознадзор с 21 октября запретил поставки груш из Гродненской области Беларуси.
21 октября 2020
A1 Telekom Austria Group опубликовала финансовый отчет о работе холдинга в третьем квартале 2020 г. Традиционно отчет содержит данные об итогах операционной деятельности ее дочерней компании в Республике Беларусь – телеком-, ИКТ и контент-провайдера А1.
21 октября 2020
Начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун рассказал о белорусах, выехавших в целью трудоустройства в Украину, Польшу и страны Балтиию
21 октября 2020
Министерство здравоохранения Беларуси обновило перечень стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19.
21 октября 2020
Светлана Тихановская объявила о гарантиях для тех, кто поддержит общенациональную забастовку в случае невыполнения "Народного ультиматума", срок которой истекает 25 октября.

Страницы