Август 31, 2020

Сотрудничество ЕС и Беларуси: назад в будущее

Мария САДОВСКАЯ

Решения саммита Европейского союза могут вернуть отношения с белорусскими властями на двадцать лет назад, но посылают важный сигнал солидарности с белорусским обществом.

На внеочередной видеоконференции 19 августа лидеры стран ЕС договорились об общей реакции на прошедшие 9 августа выборы президента Беларуси и последовавшую за ними беспрецедентную волну арестов, сопровождавшуюся насилием в отношении  демонстрантов.

По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, Евросоюз договорился о трех вещах. Первое — поддержка народа Беларуси, который хочет фундаментальных свобод. Второе — введение санкций против тех, кто «отвечает за насилие, репрессии и фальсификации результатов выборов». Третье — готовность ЕС «сопровождать мирный транзит власти в Беларуси».

«Мы впечатлены смелостью народа Беларуси. В течение десяти дней после президентских выборов беспрецедентное количество белорусов вышло на улицы. Они требуют отпустить незаконно задержанных, наказать ответственных за насилие со стороны милиции, хотят свободы слова и мирных собраний. Они также хотят демократии и новых президентских выборов, так как эти выборы не были свободными и справедливыми», — добавила еврочиновник.

Диалог и санкции

Наиболее значимым является заявление Совета ЕС о готовности сопровождать диалог между белорусскими властями и обществом. При этом, учитывая обвинения со стороны белорусского лидера в руководстве протестами со стороны ряда стран ЕС, упор делается на лидерство в этом процессе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членом которой является Беларусь. Ранее наблюдателей от ОБСЕ приглашали на белорусские выборы, однако в 2020 году приглашение было сделано поздно, и организация отказалась приезжать, мотивируя это тем, что полноценное наблюдение было бы невозможно.

Целевые санкции, о которых шла речь, менее значимы, так как в отношении белорусских чиновников, частных лиц и компаний их применяли уже неоднократно, но это не привело к проведению хотя бы одних признанных ОБСЕ или Евросоюзом выборов. Тем не менее введение санкций — символический жест солидарности с теми, кто пострадал за право увидеть подсчет своих голосов или высказать свое мнение.

Некоторые страны ЕС, такие как Литва, не стали ждать пуб­ликации списка охваченных санкциями лиц и уже объявили о запрете въезда Александра Лукашенко на свою территорию.

Поддержка

Литва в целом заняла более принципиальную позицию, чем некоторые другие члены Евросоюза из бывшего соцлагеря. Она приняла на своей территории кандидата в президенты Светлану Тихановскую с семьей, заявила о том, что не признает Александра  Лукашенко легитимно избранным президентом. Польша также выступила довольно громко: именно польский премьер-министр Матеуш Моравецкий первым предложил провести саммит ЕС. Кроме того, еще до объявления пакета помощи от ЕС Польша заявила о выделении 50 млн злотых (более 10 млн евро) на помощь пострадавшим белорусам, в том числе на стипендии студентам, которые из-за политических преследований могут нуждаться в учебе за рубежом, то есть де-факто, возрождение Программы Калиновского, в рамках которой с 2006 года образование в Польше получили сотни белорусов.

Определенные средства на поддержку белорусов выделит и Евросоюз. Речь идет о 50 млн евро, и пойдут они, как ни странно, на помощь в ликвидации последствий COVID-19. Хотя в 200-тысячной толпе в Минске 16 августа не было заметно слоганов «COVID, уходи!», именно это посчитали важнейшей финансовой статьей поддержки. Средства будут направлены в сектор здравоохранения, а также «среднему и малому бизнесу, уязвимым группам и социальным предпринимателям». Кроме того, 2 млн евро предполагается передать «жертвам репрессий и недопустимого насилия со стороны государства», а еще миллион поделить между независимыми медиа и гражданским обществом.

«Насилие должно прекратиться. Решение можно найти только с помощью инклюзивного диалога. Будущее Беларуси должно решаться белорусами в Беларуси, оно должно сформироваться изнутри», — подчеркнула Урсула фон дер Ляйен.

О скромной финансовой поддержке Евросоюз объявлял уже не раз, в том числе накануне выборов 2006 года и после 2010-го. Так же, как и целевые санкции, она, скорее, была символической. Законодательство Беларуси предполагает обязательную регистрацию и одобрение белорусскими властями всех проектов, финансируемых Евросоюзом. А это значит, что на реализацию выплат, ихскорость и формат будут влиять те самые власти, которые, вероятно, попадут в список санкций.

Роль ОБСЕ

Наибольший интерес вызывает заявление Евросоюза о возможной роли ОБСЕ в политической ситуации в Беларуси. Последние попытки ЕС общаться с белорусским режимом при посредничестве ОБСЕ предпринимались в конце 90-х — начале 2000-х годов, после чего ЕС все же выбрал прямой диалог с представителями белорусских властей.

Свою готовность посетить Беларусь для обсуждения ситуации высказал председатель ОБСЕ, премьер-министр Албании Эди Рама. Его поддержала министр иностранных дел Швеции Анн Линде, страна которой будет выполнять функцию председателя ОБСЕ в 2021 году. По их словам, ОБСЕ готова оказать содействие конструктивному и мирному диалогу в Беларуси. Еще до саммита ЕС эту идею обсудили президент Европейского совета Шарль Мишель и президент России Владимир Путин. Однако пока Российская Федерация занимает позицию ограничения внешнего вмешательства в дела Беларуси. В похожем ключе официально высказался и Китай.

Осторожность ЕС

Более открытым был глава внешнеполитической службы ЕС, бывший председатель Европарламента Жозе Баррель, который на своих прошлых должностях неоднократно имел дело с белорусскими властями. В ходе семинара о последствиях коронавируса для Евросоюза в испанском городе Сантандер он заявил: «Совет [Европейского союза] рассматривал возможность высылки политической миссии… но пока, думаю, обстоятельства это не позволят. Хотя и Совет, и я хотели бы». Жозе Баррель добавил, что Евросоюз хотел бы избежать повторения ситуации, которая углубила украинский кризис 2013—2014 годов, спровоцировавший вмешательство России.

Вице-канцлер ФРГ Олаф Шольц в интервью изданиям Funke Mediengruppe подчеркнул, что ЕС должен принимать во внимание желание демократического движения в Беларуси иметь хорошие отношения как с Россией, так и с Евросоюзом.

Довольно осторожная позиция ЕС вызвана и тем, что часть стран требуют от него предоставления геостратегического плана развития отношений с Беларусью. Пресс-секретарь премьер-министра Венгрии Виктора Орбана сообщил в Твиттере: «Вышеградская группа (Венгрия, Чехия, Словакия и Польша. — Прим М.С.) единогласно поддерживает предложение Польши о том, что ЕС должен выработать реалистичный комплексный геостратегический план, который будет учитывать не только права человека, но и военные и экономические аспекты».

Учитывая, что белорусская сторона демонстративно отказывается от переговоров с европейскими лидерами (в частности, Александр Лукашенко предпочел передавать послания Ангеле Меркель через Владимира Путина, а не лично), объединенная Европа в отношениях с Беларусью рискует вернуться в прошлое. Напомним, после референдума и роспуска парламента в 1996 году Евросоюз заморозил любую финансовую помощь, кроме гуманитарной, а основное общение с властями в 1999—2001 годах вел через так называемую тройку (ПАСЕ, Европарламент и Совет Европы). Несмотря на членство в ОБСЕ, офис этой организации часто был предметом политического торга. Его открыли в 2002 году на фоне критики президентских выборов 2001 года как символ новой главы в отношениях с Европой, затем в декабре 2010-го, после президентских выборов, закрыли, так как, по версии МИДа Беларуси, для его присутствия не было «объективных причин». Учитывая такую динамику в отношениях, вряд ли можно ожидать, что белорусская сторона примет авторитет ОБСЕ и пригласит эту организацию для какого-либо посредничества, если только сделать этот шаг ее не уговорят стратегические партнеры, например Россия.

Солидарность с белорусами

Пока же, как и 20 лет назад, отдельные страны — члены ЕС (и ОБСЕ) недвусмысленно дают понять, что согласны с теми белорусскими гражданами, которые требуют проведения новых выборов без фальсификаций. Глава МИДа Великобритании Доминик Рааб заявил: «Мы требуем срочного независимого расследования через ОБСЕ нарушений, в результате которых выборы нельзя назвать справедливыми, а также ужасных репрессий, последовавших за выборами». Глава МИДа Литвы Линас Линкявичюс сообщил в интервью Би-би-си: «Мы все (министры иностранных дел ЕС. — Прим М.С.) пришли к общему мнению, что не можем считать эти выборы демократическими, свободными, и результаты выборов мы тоже не можем признать». Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис назвал Светлану Тихановскую национальным лидером Беларуси: «Я встретился с национальным лидером Беларуси Светланой Тихановской. Мы говорили об испытаниях, выпавших на ее долю, об огромной ответственности, которую она на себя взяла, а также о ее личной безопасности и безопасности ее семьи». Как передает Би-би-си, он добавил, что Литва совместно с Польшей, Латвией и Эстонией «делает все, чтобы осуществить стремление к свободным и честным выборам в Беларуси». Ранее Светлана Тихановская на английском языке обратилась к лидерам стран ЕС с просьбой не признавать результаты президентских выборов в Беларуси.

Подписка на Все
26 февраля 2021
Совет министров Беларуси с 1 марта повышает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.
26 февраля 2021
International Consumer Electronics Show (CES, Международная выставка потребительской электроники), которую традиционно проводят в американском Лас-­Вегасе, в 2021 году из-­за пандемии коронавируса прошла в онлайн­-формате.
26 февраля 2021
В Беларуси изучают перспективы майнинга криптовалют, сообщил журналистам министр энергетики Виктор Каранкевич в пятницу
26 февраля 2021
Александр Лукашенко заявил, что не намерен передавать своим детям власть.
26 февраля 2021
Сын Александра Лукашенко Виктор избран  на пост президента Национального олимпийского комитета.
26 февраля 2021
За январь в Беларуси на 1,1% снизился реальный размер пенсий (с учетом роста цен).

Страницы