Февраль 27, 2017
Александр КАЛИНИН

Для бизнеса страшны не столько сами проверки, сколько то, чем они обычно заканчиваются, — наказания, не соответствующие преступлениям. 

Ничего революционного в заявлениях МЧС и МАРТ о прекращении проверок нет. Речь идет о реализации положений директивы № 4 в части придания конт­рольно-надзорной деятельности преду­предительного характера. К сожалению, как-то так случилось, что он остался карающим. В результате иногда это приводит к закрытию малого бизнеса.

К сожалению, волна либерализации, которая наблюдалась в первые годы после принятия директивы и которую малый бизнес действительно ощущал, впоследствии была нивелирована новыми нормативными правовыми актами. Фак­тически появился новый вид контрольно-­надзорной деятельности, называемый мониторингом, по результатам которого составляются акты и накладываются штрафы. Поскольку мониторинг — это не проверка, сведения о нем не вносятся в книгу учета проверок, а значит, вроде как ничего и не было.

Не нужно ничего выдумывать, чтобы облегчить жизнь бизнесу. Нужно выполнять нормы четвертой директивы. Если мы в полной мере реализуем этот документ, то действительно появятся стимулы для расширения бизнеса и притока инвестиций, а следом улучшится наполнение бюджета.

Намерения МЧС отказаться от проверок малого бизнеса похвальны. Малый бизнес не был обделен вниманием представителей этого ведомства.

Решение главы нашего нового Министерства антимонопольного регулирования и торговли объявить мораторий на проверки, проводимые торговой инспекцией, тоже видится мне вполне логичным. Сейчас вместо Минторга у нас МАРТ, на который возложены другие задачи, и, наверное, нужно переориентировать внимание торговой инспекции на какие-то другие вопросы.

Это новый орган, и бизнес очень на­деется на то, что «режим мониторинга», который оставляет за собой МАРТ, не превратится в очередной вид контрольно-­надзорной деятельности. Обнадеживают и персоналии. Бизнес помнит министра Владимира Колтовича по его предыдущей деятельности как ответственного управленца и человека, умеющего держать слово, на что способны далеко не все чиновники.

Бизнес ждет того, что добрый почин ослабления излишнего контроля подхватят и другие ведомства. Очень много проблем с санитарно-эпидемиологическими службами, большинство жалоб касаются именно взаимоотношений бизнеса с ними.

Конечно, уменьшение количества проверок — это важно, но главное для бизнеса все же не это. Куда большая проблема — размеры налагаемых по их результатам штрафных санкций. В той же директиве № 4 четко зафиксирован запрет на конфискацию имущества добросовестного приобретателя. Конфискация допускается как некая исключительная мера. Это в теории, а на практике в последние три года наблюдается чудовищный рост случаев применения этой меры наказания.

В директиве № 4 шла речь о том, что проверки должны носить предупредительный или рекомендательный характер и помогать предпринимателю заниматься бизнесом, а вовсе не наказывать его материально и тем самым пополнять бюджет. Почему за технические ошибки в оформлении документов предприниматель должен лишаться своего имущества? Впрочем, это уже вопрос не к контролерам, а к экономическим судам, которые за последние три года окончательно утратили доверие бизнеса.

Подписка на проверки + контроль
23 января 2018
Утверждена методика формирования системы оценки степени риска
20 января 2018
Предприниматели из регионов просят отменить двухлетний мораторий на проверки новых предприятий. Нашлись те, кто использует вето для серых схем работы, убивая бизнес остальных.
04 декабря 2017
Предписания вынесены работникам Миноблисполкома
04 декабря 2017
Изменения в законодательстве о контрольной деятельности укладываются в реализацию программы по либерализации экономики и являются хорошим сигналом для бизнеса.
16 ноября 2017
Проверка проведена по жалобе жителя деревни Боровляны.
16 ноября 2017
Она будет работать в рамках реализации указа №376 от 16 октября.

Страницы