Август 30, 2017

При ближайшем рассмотрении суперкомбайном оказался «Палессе GS16», который предстоит сначала доработать, чтобы он смог добиться успеха в топовом сегменте рынка, в котором конкуренция высока, как нигде.

Супер — необязательно самый-­самый

О создании суперкомбайна президент заявил 22 августа на совещании с правительством и администрацией, посвященном наиболее актуальным воп­росам экономики. Несколько раньше, 18 августа, на полях Шкловского района Александру Лукашенко показали новый высокопроизводительный комбайн «Палессе GS16» (КЗС-1624-1). Президент вместе с младшим сыном даже испытал машину в деле.

Строго говоря, «Палессе GS16» не является новинкой. ОАО «Гомсельмаш» начало демонстри­ровать модель на выставках еще в начале десятилетия. Как это часто случается с оте­чественной техникой, демонстрировались даже опытные образцы. Приемочные испытания машины прошли еще в 2013 году, а в серию она пошла в 2015-м. С прошлого года GS16 находится в открытой продаже.

 «Палессе GS16» — самый мощный комбайн в линейке «Гомсельмаша» — оснащается двигателем мощностью 530 л. с., 9-метровой жаткой. Ширина молотилки комбайна — 1,7 м, емкость бункера — 10 кубометров.

Машина имеет гибридный обмолот, совмещающий элементы барабанной и роторной систем. Для собственно обмолота используется барабан, а вот солома отделяется не на соломотрясе, а с помощью роторных сепараторов. Такая схема лучше адаптирована к уборке полей с высокой урожайностью, кроме того, она хорошо зарекомендовала себя на влажных хлебах.

Комбайн с 9-метровой жаткой способен эффективно убирать поля с высокой урожайностью, в том числе более 100 ц/га. С выпуском данной модели ОАО «Гомсельмаш» вышло на новый уровень производительности, на котором до сих пор были представлены в основном западные бренды. Конкурентами новинки считают Claas Lexion 770-й серии и аналоги.

В Беларуси не так много сельхозпроизводителей, которыми будет востребован «Палессе GS16». Кроме ОАО «Александрийское», стабильной средней урожай­ностью свыше 60—70 ц/га могут похвастаться хозяйства Несвижского и Гродненского районов, а также некоторые предприятия в других регионах страны. Иными словами, внутренний рынок «Палессе GS16» относительно невелик. Основные покупатели машины находятся за рубежом.

Российские перспективы

Комбайны уровня «Палессе GS16» довольно дороги. Знаменитое соотношение «цена — качество», о котором любят говорить представители белорусского машиностроения, в данном сегменте рынка не является главным критерием при выборе техники. Сельхозпроизводителю все равно придется выложить весьма круглую сумму за машину. Кроме того, если требуется комбайн такого уровня, то и с деньгами у агрария все обстоит неплохо, по крайней мере в большинстве случаев. Даже белорусские хозяйства, добившиеся средней урожайности свыше 70 ц/га, как правило, являются платежеспособными и не испытывают трудностей с наличием собственных средств.

Вкладывая сотни тысяч долларов в машину, покупатель вправе рассчитывать на то, что она будет привлекательной, комфортной, будет работать качественно и надежно. Самая массовая модель, «Палессе GS12», была доведена до «блеска» лишь спустя несколько лет серийного производства. В суперкомбайне, который будут выпускать уже в следующем году, в первую очередь уделят внимание экстерьеру, кабине, надежности узлов. Одним словом, вероятно, речь идет о доводке «Палессе GS16».

Белорусские комбайностроители действительно нуждаются в новых драйверах, особенно если учесть обострение конкуренции на главном экспортном рынке — в России. В этом десятилетии свои производства комбайнов там локализовали Claas, John Deere, Same-Deutz. Например, Claas выбрала для размещения завода Краснодарский край, чтобы быть поближе к основному потребителю. Не стоит на месте и «Ростсельмаш», освоивший выпуск роторных Torum. Гибридная схема «Палессе GS16» может стать рыночным преимуществом.

ОАО «Гомсельмаш» намерено внедрять эту схему и на машинах среднего класса. В нынешнем году на выставке «БЕЛАГРО» предприятие показало прототип «Палессе GS13», построенного по той же схеме, что и GS16. Комбайн отличается только шириной наклонной камеры, которая определяет его пропускную способность по хлебной массе. Если у GS16 она составляет 16 кг/с, то у новой модели — 13 кг/с.

Экспорт растет

Помимо усиливающейся конкуренции, важным фактором для российского рынка остаются изменения в системе господдержки. В последние годы правительство РФ финансировало скидку на сельхозтехнику местного производства. Основным бенефициаром программы стал «Ростсельмаш». Именно поэтому западные производители стремились локализовать там свои производства. Бо€льшая часть белорусских комбайнов, продающихся в РФ, сегодня собирается в Брянске.

В структуре российского рынка зерноуборочных комбайнов прямой импорт из Беларуси снизился с 5—7 % в 2013—2015 годах до менее чем 2 % в 2016-м. Доля отечественных комбайнов российской сборки возросла с 14,5 % в 2013 году до 19—20 % в 2015—2016-м. Суммарно наши производители сохранили долю на рынке РФ. За тот же период «Ростсельмаш» увеличил свою долю с 60 % до более чем 70 %.

Уменьшился кусок пирога у иномарок российской сборки — с 15 % в 2013 году до 6 % в 2016-м. Отчасти это объясняется тем, что не все производители смогли обеспечить требуемый уровень локализации и попасть в программу, отчасти — девальвацией российской валюты, которая сделала и без того дорогие, высокопроизводительные машины, собиравшиеся иностранцами на местных заводах, еще дороже.

В целом российский рынок зерноуборочных комбайнов относительно удачно пережил экономические проблемы 2014—2015 годов. Он сузился только на 6 % (в отличие от рынка грузовиков, который в 2015-м просел почти вдвое). Сказались меры господдержки, приток инвестиций в аграрную отрасль после введения импортного эмбарго.

В 2016-м главный экспортный рынок для белорусов увеличился на 24,6 %, до 6043 машин. В нынешнем году высокие темпы роста сохраняются. По итогам первого полугодия ассоциация «Росспецмаш» сообщила о росте продаж самоходных комбайнов на 13,9 %, до 3798 единиц (учитывались зерно- и кормоуборочные машины).

В ближайшие годы рынок продолжит набирать обороты. В стратегии развития машиностроения, одобренной правительством РФ, прогнозируется рост на уровне 7100 комбайнов в 2021 году и 7600 — в 2025-м, а в стоимостном измерении — соответственно до 55,7 и 71,3 млрд рос. руб. Правда, темпы роста будут замедляться и в ближайшее десятилетие составят 2 %.

Текущая динамика российского рынка подтверждается и данными отечественной экспортной статистики. Увеличиваются поставки не только машинокомплектов, но и прямой экспорт комбайнов. За полгода из Беларуси в РФ было поставлено 110 машин. Данный показатель уже превысил общий объем экспорта в этом направлении за весь минувший год.

Статистика говорит о росте поставок в натуральном выражении в 2,5 раза по сравнению с первым полугодием 2016 года, в стоимостном — в 3,4 раза. Средняя экспортная цена комбайна выросла на 32,3 %, до 91,57 тыс. долларов. Это почти самый высокий показатель за последние пять лет. Поставки прибавляют в основном за счет дорогих, производительных моделей. Правда, нельзя отрицать и фактор укрепления российского рубля по отношению к доллару, наблюдавшийся в январе — июне.

Поставки в РФ по коду TH ВЭД 843352 (машины и механизмы для обмолота прочие) также увеличились: в натуральном выражении — в 1,5 раза, до 626 единиц, в стоимостном — в 2,2 раза, до 41,85 млн долларов.

В целом экспорт комбайнов за полгода увеличился на 71,4 %, до 156 машин, а в стоимостном выражении — в 2,65 раза, до 11,1 млн долларов. Вторым по размеру рынком сбыта после РФ в 2016—2017 годах стала Украина.

Сыграет ли суперкомбайн роль супермена для отечественного комбайностроения, пока сказать трудно. Однозначно «Палессе GS16» выполнит импортозамещающую функцию, и белорусские хозяйства, добившиеся высокой урожайности, в добровольно-­принудительном порядке сменят старые John Deere на новые машины «Гомсельмаша».

С другой стороны, разговоры о суперкомбайне в очередной раз актуализируют одну из проблем отечественного машиностроения. Оно способно более-менее эффективно конкурировать на массовом рынке, на котором цена остается важнейшим критерием при выборе машины. Однако белорусские производители пока не могут найти себя в более дорогих сегментах, в которых цена уже не играет такой роли.

Подписка на комбайны + Гомсельмаш
14 ноября 2017
Российские производители сельхозтехники озабочены уменьшением господдержки. Крайними в борьбе за фонды могут оказаться белорусские комбайностроители.
30 октября 2017
Гомсельмаш может занять до 25% российского рынка в этом году.
13 октября 2017
Президент Беларуси принял указ о деятельности холдинга Гомсельмаш.
03 октября 2017
Такова мощность совместного предприятия, создаваемого Гомсельмашем
18 августа 2017
Он ознакомился с работой Палессе GS16 на ходу
14 июня 2017
На нем будут собирать маломощный комбайн Палессе GS575

Страницы