Июль 19, 2018
старший аналитик департамента исследований и аналитики Colliers International Сергей СЕНКЕВИЧ

Нынешняя пятилетняя программа развития логистики значительно уступает предыдущей и по наполнению, и по информационному сопровождению. Деловая общественность почти ничего не знает о промежуточных результатах исполнения документа.

Инициированная Генеральной прокуратурой проверка, скорее всего, связана с неутешительной статистикой в отрасли. А ведь на транспорт и логистику у правительства большие виды. Сектор может стать одним из драйверов по обеспечению целевого темпа прироста экономики на уровне в 8—10 % в год.

Страна запланировала войти в топ-50 или даже топ-30 в рейтинге эффективности логистики Performance Index (LPI), составляемом Всемирным банком, однако по факту откатилась с 99-го места в 2014 году на 120-е по итогам 2016-го. Рейтинг-2018 не опубликован, но, по нашим прогнозам, особого прорыва в нем ждать не стоит, позиции Беларуси вряд ли сильно изменятся.

Не хватает гласности. Даже не специалисту бросается в глаза, что прежняя Программа развития логистической системы до 2015 года была в хорошем смысле распиарена, сопровождалась составлением презентаций и карт с предлагаемыми инвесторам участками. В СМИ активно освещалась ее реализация, регулярно проводились семинары и конференции, свои подпрограммы разрабатывали облисполкомы. А что сейчас? Стартовавшая в 2016 году программа сегодня находится в апогее реализации, при этом о ее результатах или промежуточных этапах почти ничего не известно. Что предлагается инвесторам? Также не ясно. Во всяком случае, нет такой открытости и публичности, как в прежние годы. Да, реализуется несколько крупных проектов вроде логопарка в Великом Камне или индустриально-логистического хаба под Оршей (Болбасово), но они не связаны напрямую с программой.

Действительно, приходится констатировать снижение активности инвесторов и замедление в реализации некоторых проектов. Причин тому несколько. Во-первых, как неоднократно указывала в своих исследованиях Colliers International, существенно изменился рынок складской недвижимости, снизилась доходность проектов в этом сегменте. Средняя месячная ставка аренды за качественные склады просела с 12 евро за кв. м без НДС в 2012 году до 5 евро в настоящее время. Во-вторых, не оправдались в полной мере надежды на стратегическое местоположение Беларуси между Россией и Европой. Для многих маршрутов наиболее актуальным оказалось размещение хабов на территории России либо на территории ЕС. Из того, что предложила Беларусь, наиболее востребованы транспортно-логистические центры в окрестностях Минска и таможенные склады в непосредственной близости от границ ЕС.

Складская логистика очень чувствительна к изменениям в экономике. С началом кризисов моментально растет вакантность площадей и падают ставки, но как только намечается выход из рецессии — спрос на склады тут же растет. С 2017 года наблюдаются позитивные сдвиги: восстановились внешнеторговые потоки, транзит, в рост пошли грузоперевозки всеми видами транспорта. На таком фоне спрос на услуги складской логистики вырос до такого уровня, что нынешняя инфраструктура уже не в состоянии его удовлетворить. При этом со стороны государственных исполнителей отраслевой программы мы пока не видим каких-либо предложений, которые сулили бы стране инвестиционный скачок в этой области.

Мысли о второй кольцевой. С начала строительства МКАД-2 Colliers International неоднократно указывала на хорошие инвестиционные перспективы для развития складской логистики в привязке к этой дороге, особенно в местах пересечения кольца с крупнейшими радиальным автомагистралями, поблизости железнодорожных веток. Некоторые перспективные точки расположены всего в 8—10 км от первой МКАД.

В пользу перспективности второй кольцевой свидетельствует популярность одного из уже построенных хабов — в районе поселка Привольный. Там на высоком уровне реализуются проекты шести компаний.

В последние годы в СМИ звучит немало критики в адрес МКАД-2, ведь дорога с дорогим и качественным покрытием не используется в полной мере. Как транзитная магистраль она не привлекает грузоперевозчиков даже бесплатным проездом, и интенсивность движения осталась невысокой. (Как-то журналисты сделали замер и насчитали 17 автомобилей за полчаса.) По мнению кураторов отраслевой программы, строить логистические центры на МКАД-2 неперспективно. Возможно, такое мнение основано на анализе, однако, по нашим данным, все не так печально и дорогу можно более активно задействовать для развития складской недвижимости. Подобные предположения стоило бы протестировать, «нарезав» участки в локациях, о которых мы говорим, и публично предложив их под инвестиционные проекты. Повторимся: публично, как это делалось в 2008—2015 годах. И пусть рынок покажет, что целесообразно, а что нет.

Подписка на Программа логистики + Склады
27 сентября 2017
Спрос на площади современных логистических центров растет. Владельцы складов пробуют поднимать арендные ставки.