Март 22, 2018
Любовь БАХУРЕВИЧ

Система школьного образования нуждается в корректировке: она должна научить учиться и стать более современной. Такие выводы можно сделать на основании результатов исследования «Особенности системы среднего образования в Беларуси», проведенного Исследовательским центром ИПМ.

Вопреки мнению учителей, большинство опрошенных молодых людей в возрасте от 17 до 21 года считают, что школьная программа соответствует требованиям времени. Положительно это соответствие оценили 65,1 % информантов, остальные — отрицательно, говорится в исследовании.

Не все предметы важны

Согласно результатам опросов, после окончания учреждения среднего образования 53,7 % респондентов пригодился русский язык. Белорусский был нужен 16,1 % выпускников, математика — 7,6, иностранный язык — 4,4 %. Остальные предметы почти никому вообще не пригодились. Зато по каждому предмету опрошенные отметили необходимость перемен, особенно это касается преподавания математики, иностранного языка и информатики.

«Мир развивается очень быстро, многое устаревает. Это просто смешно, когда в учебниках по информатике детям рассказывают, как пользоваться дискетой. По мнению учителей, с которыми мне приходилось общаться в ходе исследования, самый главный навык, который может дать сегодня школа, — это умение учиться. Иными словами, не зубрить материал, а уметь найти информацию и правильно ее использовать. В то же время как раз этого белорусские школьники и не получают», — сказала автор исследования Дарья Урбан.

Согласно полученным данным, респонденты считают все предметы важными. Так, почти все изучаемые в школе предметы были оценены выше среднего по десятибалльной шкале. Исключение составили только уроки музыки: они набрали ровно пять баллов.

Первыми в рейтинге важности стали иностранный язык, русский, математика, медицинская подготовка и информатика. Несмотря на то что большинство респондентов хотели бы уехать за границу, свободно владеют иностранным языком только 5,7 % опрошенных выпускников. Менее важными предметами участники опроса сочли черчение, отечественную и всемирную художественную культуру, изобразительное искусство и музыку.

По степени заинтересованности в учебных предметах среди первых оказались информатика, физическая культура и здоровье, медицинская подготовка, русская литература и иностранный язык. Самыми неинтересными стали отечественная и всемирная художественная культура, белорусская литература, черчение и белорусский язык. Подход к преподаванию белорусского языка и литературы должен быть изменен, а программы пересмотрены, так как от этого зависит отношение учеников к предмету, отметила Дарья Урбан.

Мало внимания экзаменам

Респонденты в большинстве своем считают нагрузку на уроках, при подготовке домашнего задания и подготовке к экзаменам оптимальной. Более того, 27,6 % опрошенных полагают, что нагрузка при подготовке к экзаменам недостаточна. Тревожным сигналом является и то, что 55,2 % отличников и 55,1 % хорошистов считают, что их знаний недостаточно для поступления в вуз или ссуз. Среди тех, кто получает удовлетворительные и неудовлетворительные оценки, свои знания считают недостаточными соответственно 42,4 и 43,3 % респондентов. Более уверены в знаниях ученики лицеев и колледжей, менее — гимназий.

Услугами репетиторов пользуются люди всех уровней доходов. Малообеспеченные семьи практически так же часто нанимают репетиторов, как и семьи, которые не относятся к нуждающимся.

Большинство опрошенных полагают, что родители должны помогать с домашними заданиями, если их дети в этом нуждаются. Однако такое происходит нечасто. Родители более чем половины респондентов проверяли домашнее задание редко или очень редко, отмечается в исследовании. При этом конфликты с родителями из-за оценок возникали у 72 % опрошенных независимо от их среднего балла.

Порождаем безынициативность и очковтирательство

«Ребенок знает, что, если он получит плохую оценку, за этим последуют санкции: его могут отругать родители и т. д. Этот ребенок, уже будучи взрослым, выходит на рынок труда, где он продолжает вести себя по накатанной схеме, то есть боится делать ошибки. Боязнь совершать ошибки в последующем порождает не самых эффективных участников рынка труда. Такие люди, как правило, не проявляют творческой инициативы и не генерируют новые идеи», — сказала Дарья Урбан.

Оценка становится не только отражением знаний, но и мерой наказания или поощрения. Такого не должно быть, уверена эксперт. В данном случае возникает вопрос о пересмотре системы оценки знаний.

В заключение автор исследования отметила, что в качестве основной проблемы, которая возникает в связи с оценками, учителя назвали требование административных органов постоянно повышать средний балл по классам и школе в целом. Кроме того, учителя на селе склонны ставить своим ученикам более высокие оценки, чтобы помочь им с поступлением. Поскольку оценка не может быть абсолютно объективной, стоит вовсе не учитывать этот показатель при поступлении в университет, считают педагоги.n

Подписка на среднее образование + школа
19 сентября 2017
Новые технологии упрощают обучение и контроль за ним. Тем не менее важно учитывать и тренд демократического образования.
26 мая 2017
Сегодня президент общается с тремя сотнями учеников со всей Беларуси.
24 мая 2017
В этот день в столице не будут продавать пиво и алкогольные напитки.
15 мая 2017
Уже осенью белорусских учеников оденут в одинаковую форму от «Беллегпрома». Родителям придется раскошелиться, а школьникам — привыкать не выделяться.