Декабрь 08, 2008

Шанс для сильных

Александр АЛЕСИН

За оставшееся до конца 2008 г. время предполагается выпустить еще 10
таких моторов, осваиваемых в серийном производстве, перекрыв тем самым
в 2 раза первоначальные наметки.

Как заявил генеральный директор ММЗ Николай Лобач, реализация этого проекта в силу обстоятельств стала одной из первых мер, направленных на смягчение негативного влияния мирового кризиса на руководимое им предприятие. По его словам, ухудшение конъюнктуры на основных для моторного завода рынках сбыта (и прежде всего в России) стало более-менее отчетливо проявляться уже июне и на первых порах было сочтено обычным сезонным спадом деловой активности. Но дальнейшее развитие событий показало, что все обстоит гораздо серьезнее.

Добавим, что опасения руководства ММЗ уже вскоре были подтверждены данными о результатах поставок двигателей в РФ. Согласно последнему отчету Белстата, за первые 9 месяцев 2008 г. туда было отгружено 48 тыс. минских моторов, что составило 92% к аналогичному периоду прошлого года. В III квартале экспорт составил 13,1 тыс. шт., в том числе в июле - 4,8 тыс. шт. (87,27% к июню), в августе - 3,9 тыс. шт. (81,25% к июлю), в сентябре - 4,4 тыс. (112,82% к августу). Надо полагать, что некоторый всплеск поставок в сентябре мало смягчил оценку общей тенденции: в первом полугодии среднемесячный объем отгрузки был заметно больше - 5,82 тыс. шт.

Урок, который впрок.

Вопрос о стратегии поведения в кризисных условиях не в первый раз встает перед Минским моторным заводом. Причем полтора десятка лет назад речь шла в буквальном смысле о самом существовании предприятия. После распада Союза произошло обвальное падение платежеспособного спроса на тракторы, сельскохозяйственные и дорожно-строительные машины, то есть на те виды техники, для которых ММЗ выпускал дизельные двигатели.

Тогда средством выживания для Минского моторного завода стала "миграция" в другие рыночные ниши, прежде всего в сегмент автомобильных дизелей. На сегодняшний день их доля в общем объеме товарного выпуска достигает примерно 30%. Но этим дело не ограничилось. С течением времени дизели ММЗ стали использовать производители комбайнов, экскаваторов, погрузчиков, компрессорных станций. Все это позволило постепенно восстановить объемы сбыта.

И вот теперь новые вызовы. В числе ответов завода на них в первую очередь - освоение выпуска тяжелого дизельного двигателя Д-280. Последний имеет прототип - мотор ТМЗ-8437.10, разработанный в своем время конструкторами Тутаевского моторного завода (ТМЗ, г. Тутаев Ярославской обл. РФ). В силу разных причин этот агрегат так и не пошел в серийное производство. С конвейера в настоящее время сходит его аналог - дизель модели ТМЗ-8424.10.

Четырехтактный дизель Д-280 представляет собой V-образную "восьмерку" с индивидуальными головками цилиндров из алюминиевого сплава, размерностью 140х140 мм (диаметр цилиндра х ход поршня), рабочим объемом 17,24 л, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Мощность двигателя в зависимости от модификации составляет 350-425 л. с. (312,5 кВт). Задача освоения этого мотора в производстве на Минском моторном заводе осложняется тем, что до недавних пор основной специализацией предприятия были рядные 4- и 6-цилиндровые дизели размерами 110x125 мм и мощностью от 60 до 360 л. с.

Опытный экземпляр Д-280 был передан на Белорусский автомобильный завод еще в мае 2008 г. Его установили на карьерный самосвал БелАЗ-7540 грузоподъемностью 30 т, который в режиме трехсменной работы проходил испытания в песчаном карьере на территории Гродненской области. Следующая стадия реализации совместного проекта ММЗ и ТМЗ началась 24 июля 2008 г., когда еще 3 дизеля Д-280 поступили на ПО "БелАЗ".

Только заказывайте!

По мнению специалистов моторного завода, можно с полным основанием говорить, что эти двигатели очень хорошо зарекомендовали себя в тяжелых условиях эксплуатации на карьерных самосвалах. Поэтому в 2009 г. их планируется изготовить 500 шт. К 2011 г. годовой выпуск моторов серии Д-280 предполагается довести до 900 шт. С этой целью в ноябре 2008 г. введен в эксплуатацию участок, построенный специально для серийного производства нового дизеля.

Суммарный размер инвестиций в реализацию этого проекта с 2008 по 2011 гг. оценивается более чем в 12,5 млн. USD. Согласно расчетам, вложенные средства могут окупиться менее чем за 2 года.

В качестве основных потребителей, помимо БелАЗа, рассматриваются "Гомсельмаш" и Минский завод колесных тягачей. В дальнейшем могут появиться и другие клиенты, так как конструкторы Минского моторного завода в течение 2009 г. планируют довести экологические параметры двигателя до норм европейских стандартов Tier-3A (для внедорожной техники) и Евро-3 (для дорожной). Наличие на ММЗ недавно введенного в строй и оборудованного по последнему слову техники испытательного центра и возможность тесного сотрудничества с ведущими зарубежными производителями топливоподающих систем делают эту задачу вполне решаемой.

Одновременно локализация производства комплектующих в Минске должна достигнуть 25%. Еще одним этапом модернизации будет доведение мощности Д-280 до 715 л. с., что сделает его сравнимым с современными западными моторами (для которых считается нормой соотношение 40 л. c. на 1 л рабочего объема). Основные доработки коснутся топливоподающих систем и конструкции головки блока цилиндров. При этом локализация производства комплектующих выйдет на отметку не менее 50%.

Как полагают некоторые аналитики, проникнув в сегмент тяжелых V-образных дизелей, ММЗ следовало бы идти дальше и занять часть рыночной ниши, принадлежащей сегодня Ярославскому моторному заводу, для чего по методу, принятому для 8-цилиндровых тутаевских двигателей, необходимо доработать и 6-цилиндровые той же размерности. Тогда в число покупателей этой продукции мог бы войти и Минский автомобильный завод, потребность которого в дизелях мощностью 350-450 л. c. исчисляется тысячами.

Тем более что в руководстве Группы ГАЗ, куда несколько лет назад вошел ЯМЗ, возобладала точка зрения о бесперспективности дальнейшего развития семейства традиционных для ярославского предприятия V-образных дизелей мощностью до 420 л. c. За основу нового продуктового ряда был принят лицензионный 6-цилиндровый рядный мотор DCi-11 фирмы Renault. Однако многие эксперты уверены, что ставить крест на V-образных двигателях рано, у них есть еще потенциал для дальнейшего развития. Моторы, построенные по этой схеме, вполне нормально уживаются с рядными в производственных программах таких мировых производителей грузовых автомобилей, как MAN, Mercedes или Scania.

Учитывая все сказанное, многие полагают, что ММЗ следовало бы продолжить курс на расширение сотрудничества с тутаевским заводом, вплоть до того чтобы стать одним из акционеров последнего. Кстати, это ОАО, кроме двигателей и коробок передач, выпускает детали цилиндро-поршневой группы, отливки из серого чугуна, изделия горячей и холодной штамповки.

Плюс к номенклатуре.

Но расширением номенклатуры товарной продукции антикризисная стратегия ММЗ не ограничивается. Недавно завод принимал участие в работе международной специализированной выставки сельхозтехники "Агросалон-2008" в Москве. Помимо широкой презентации своей продукции, представители предприятия провели серию переговоров с постоянными и перспективными потребителями дизельных двигателей.

В результате с рядом известных предприятий РФ - и не только постоянных потребителей минских моторов - были достигнуты договоренности о расширении сотрудничества. Из них следует, что наряду с традиционными поставками дизельных двигателей Минский моторный завод будет оказывать российским партнерам услуги по механической обработке деталей для производимой ими техники (тем самым обеспечивая загрузку имеющегося парка современного оборудования и занятость рабочих).

И хотя детальная проработка контрактов на 2009 г. продолжается, в дирекции ММЗ уверены, что они помогут частично заместить выпадающие доходы предприятия от сокращения продаж основной продукции на экспортных рынках. Но также ясно и то, что для настоящей адаптации завода к работе в условиях нарастающего кризиса предстоит сделать еще очень много.

Подписка на Все
26 января 2021
Международный валютный фонд ожидает роста экономической активности на фоне вакцинации к концу года.
26 января 2021
В Беларуси с 1 февраля повышаются цены на некоторые виды сигарет, сообщает МНС.
26 января 2021
МТС предлагает новым абонентам подключиться к тарифу «Супер 25», чтобы в рамках акции воспользоваться безлимитом интернета и звонками во все сети страны всего за 9,50 рубля в месяц. Предложение действует по 28 февраля 2021 года.
26 января 2021
В Беларуси по состоянию на 26 января зарегистрировано 239 тыс. 482 человека с положительным тестом на коронавирус.
26 января 2021
Генеральным директором ОАО "Гродно Азот" назначен бывший вице-премьер Беларуси Игорь Ляшенко.
26 января 2021
Александр Лукашенко назначил нового государственного секретаря Совета безопасности Беларуси и председателя КГК .

Страницы