Май 03, 2019

Сага о лжепредпринимательстве не закончена

директор и сопредседатель БПСН имени профессора М. С. Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ

Отмена указа № 488 о «лжепредпринимательстве» — радостная новость для бизнеса, однако, пока нет правоприменительной практики его норм, перешедших в Налоговый кодекс, говорить об улучшениях рано.

Никто не подвергает сомнению важность отмены указа о «лжепредпринимательстве». Это стало возможным в результате длительного диалога между бизнесом и властью. Однако следует помнить, что отмена указа не означает упразднения контроля за сделками, которые являются сомнительными или на самом деле не были совершены, но отражены в бухгалтерском учете и отчетности. Все эти нормы перенесены в ст. 33 Налогового кодекса. Поэтому на первый план снова выходят вопросы правоприменительной практики, как это было и с указом № 488.

Безусловно, бизнес не против того, чтобы бороться с недобросовестными субъектами хозяйствования. Если это умышленные действия, направленные на минимизацию налоговых обязательств и т. п., то за ними должно последовать наказание. Однако они действительно должны быть таковыми и это должно быть доказано.

Кстати, в свое время указ № 488 тоже инициировал бизнес. На стадии подготовки документ обещал только плюсы. Предполагалось, что будет создан реестр действительно лжепредпринимательских структур, которых честным компаниям следует опасаться. На практике же оказалось, что попасть в него может любое предприятие, в том числе по неосторожности: 70 % субъектов хозяйствования оказались «лжепредпринимателями» по техническим причинам. Например, организация переехала, однако свой новый адрес в госорганы не сообщила, хотя в документах указывала его. Это уже было основанием для того, чтобы включить такую компанию в список недобросовестных. Кроме того, предприятие могло не сдать налоговую декларацию за тот период, в котором не осуществляло деятельность и имело нулевые показатели. Для системы это тоже было поводом включить фирму в реестр лжепредпринимательских структур.

Наученный горьким опытом бизнес пока очень настороженно относится к отмене указа № 488 и нормам, перекочевавшим из него в Налоговый кодекс. Хочется надеяться, что они будут применяться только к недобросовестным субъектам хозяйствования, что сплошные проверки не будут проводиться, а налоговые и контролирующие органы будут на самом деле доказывать вину предприятий. Ведь до этого было все наоборот: сам хозяйствующий субъект должен был доказывать свою невиновность, причем, если он попадал в реестр, у него автоматически отнималось право на защиту.

Пока есть все основания думать, что подобная пагубная практика ушла в прошлое. Во всяком случае, на стадии подготовки изменений в Налоговый кодекс речь шла о том, что сначала контролирующий орган должен собрать доказательную базу, а уж потом утверждать, что сделка недействительна или сомнительна либо подразумеваются недобросовестные действия со стороны бизнеса.

Теперь, согласно новой редакции Налогового кодекса, контролирующий орган обязан доказать, что структура является лжепредпринимательской, а не просто вынести решение. Причем кодексом предусмотрено, что, даже если контролирующий орган доказал свою правоту, субъект хозяйствования может в добровольном порядке доплатить налоги, то есть сразу сечь голову не будут. Кроме того, предприятию предоставляется возможность по-новому отразить в налоговом учете эту операцию, уплатить соответствующие налоги и пеню, если таковая будет, и т. д. Субъект хозяйствования может обратиться в суд и защитить свою точку зрения, привести доказательства того, что сделка была совершена в соответствии с действующим законодательством.

Если отношения контролирующих органов и хозяйствующих субъектов будут выстраиваться подобным образом, а суды станут прислушиваться ко всем сторонам, то никаких осложнений, связанных с применением норм Налогового кодекса, которые касаются лжепредпринимательства, не будет.

В общем, указ отменен, его нормы, перекочевавшие в Налоговый кодекс, не выглядят устрашающе, однако понять, решена ли проблема лжепредпринимательства или нужно бороться с ней дальше, пока нельзя. Окончательный вывод можно сделать тогда, когда будет наработана практика применения вышеуказанных норм.

Подписка на Все
25 ноября 2020
БелАЭС торжественно ввели в строй и спустя несколько дней, после аварии — взрыва трансформаторов, вывели. Уже без громких реляций. Оценить не столько этот факт, сколько саму затею со строительством атомной станции у границы Литвы, газета «Белорусы и рынок» попросила известного российского ученого, государственного деятеля Булата НИГМАТУЛИНА.
25 ноября 2020
Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) Украины установила факты дискриминационных и недружественных действий со стороны Беларуси в отношении украинских производителей стальных прутков и применила адекватные меры, решив ввести специальную пошлину на импорт этой продукции из Беларуси в размере 16,08% от таможенной стоимости.
25 ноября 2020
В Беларуси по состоянию на 25 ноября зарегистрировано 128 тыс. 449 человек с положительным тестом на COVID-19.
25 ноября 2020
Урегулирование ситуации вокруг ОАО "Белгазпромбанк" не должно быть политизированным, государство не должно вмешиваться в диалог с акционерами, считает посол РФ в Беларуси Дмитрий Мезенцев.
25 ноября 2020
Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service подтвердило долгосрочные рейтинги БПС-Сбербанка, белорусской "дочки" Сбербанка РФ, по депозитам в национальной валюте на уровне "B2", в иностранной валюте - "Caa1".
25 ноября 2020
Евразийский экономический форум, который планировалось провести в Минске во второй половине декабря, отменен.

Страницы