Рожденные быть бизнесменами
Представители молодого поколения демонстрируют повышенные способности к предпринимательству. Для реализации потенциала им остро не хватает знаний, однако они не спешат воспользоваться классическими формами образования.
Особенности поколения Z (рожденного в 1996—2010 годах) стали одним из предметов обсуждения в рамках Глобального медиафорума, прошедшего 11—13 июня в немецком Бонне.
Закалка кризисом
«Как футуролог я уже более 15 лет наблюдаю за молодыми людьми поколения Z и могу видеть те глубокие процессы, которые определяют их характеристики. На Z-тов оказали влияние две основные силы: пострецессионное состояние мировой экономики, на время которой пришлось их взросление, и цифровая трансформация общества», — отметила в своем выступлении основатель веб-сайта «После миллениумов» (США) Анна Боисен.
Она обратила внимание на то, что у рожденных в 1996 году и позже тинейджерство совпало с рецессией мировой экономики — наиболее глубокой после кризиса 30-х годов. В период, когда происходит личностное становление, эти ребята видели, как их родители или другие близкие люди теряли работу, иногда теряли жилье. Видели, как старшие братья и сестры не могли найти работу даже при наличии высшего образования. Их формирование происходило в период так называемой неустойчивой экономики, когда постоянно менялись экономические и производственные модели.
Еще одним фактором, оказавшим сильное влияние на поколение Z, стала цифровая трансформация общества. Фактически это первое цифровое поколение. Как отметила Анна Боисен, к цифровому поколению относятся не только те, кто имеет навыки программирования или хотя бы работы на компьютере. Термин распространяется на всех, чей жизненный опыт формировался в условиях синтеза физической и цифровой реальности.
Интеллектуалы и неврастеники
По словам Анны Боисен, бизнесмены и работодатели наиболее часто обращаются к ней с вопросом: «Почему молодые люди поколения Z так плохо концентрируют внимание?» Ответом может служить тот факт, что 90 % всей информации было создано за последние два года. Каждую минуту на YouTube загружается 300 часов видео! При этом в сутках по-прежнему остается всего 24 часа. Молодые люди сегодня постоянно чатятся, ретвитят, добавляют фото. У них нет времени на прочтение большого контента. Так формируется клиповое мышление.
Некоторые исследователи, например профессор Университета Калифорнии психолог доктор Джин Твенге, заявляют о сложившимся парадоксе: новое поколение гораздо более коммуникабельное, чем все предыдущие, но при этом и более одинокое.
Молодые люди больше озабочены глобальными проблемами и одновременно более склонны к депрессии. Какие же проблемы волнуют Z-тов? Анна Боисен сослалась на исследование, согласно которому 87 % представителей поколения обеспокоены тем, что заканчиваются природные ресурсы; 85 % респондентов волнует нехватка в мире питьевой воды. Почти 80 % переживают, смогут ли найти работу, 40 % волнуются, что роботы и искусственный интеллект отберут у них рабочие места. Только 10 % Z-тов доверяют правительствам своих стран — налицо кризис политического доверия.
Как учить молодежь?
Многие представители поколения Z получили или получают образование на дому. Сказываются как религиозные аспекты, так и кризис преподавания. Родители теряют веру в систему образования, многие полагают, что школы и университеты отстают от тенденций, не практикуют современные стили преподавания, не внедряют новые учебные программы. Такое же мнение бытует и среди представителей бизнеса.
«Один из опросов показал, что только 11 % бизнес-лидеров считают, что вузы дают студентам знания, необходимые для рынка труда. Мы также обнаружили, что и студенты все больше разочаровываются в способности вузов сформировать у них востребованные сегодня навыки», — отметила Анна Боисен.
Дух предпринимательства
Поколение Z очень предприимчиво. Как показывают некоторые исследования, более 60 % ребят нацелены на то, чтобы самим обеспечить свою занятость, то есть стать предпринимателями. Это обусловлено несколькими факторами. С одной стороны, взрослея в годы экономической рецессии, ребята сформировали склонность к бережливости. И хотя многие из их родителей оправились от экономических проблем, некоторые по-прежнему борются с долгосрочными последствиями кризиса. Поэтому поколение Z демонстрирует более экономически разумное поведение и ищет стабильности.
С другой стороны, на глазах молодого поколения резиденты Силиконовой долины строят крупнейшие бизнес-империи в современной истории. Чтобы добиться таких же результатов, молодежь изучает технологии и развивает в себе навыки, преподавание которых в школах и некоторых университетах пока даже не рассматривается.
«В XXI веке молодые люди уже не рассчитывают на то, что учеба в университете обеспечит им карьеру. Они осознают, что искусственный интеллект и автоматизация угрожают их потенциальным рабочим местам и расходы на обучение могут не окупиться. Не удивительно, что Z-ты сегодня рассматривают альтернативные пути карьеры и не следуют многовековым учебным сценариям», — полагает Анна Боисен.
Советы работодателям
«Если вы как работодатель хотите видеть в своем офисе Z-та, вы не должны спрашивать, подготовлены ли они к рынку труда. Необходимо спросить у себя: готовы ли вы к сотрудничеству с новым поколением? готовы ли использовать их технологическую подкованность, изобретательность? готовы ли уважать их независимость и мотивацию?»
