Январь 30, 2020

Разноскоростная цифровизация. Как бизнес входит в IT­-сферу

Иван Каткин

Среди малых и средних предприятий страны ресторанный и гостиничный бизнес автоматизирован больше, чем промышленность.

Такие данные представлены в исследовании BEROC «Использование информационных технологий белорусским бизнесом». Всего по всей стране было опрошено 424 субъектов МСП.

«Исследование показало, что по уровню автоматизации промышленные предприятия отстают от сектора финансовых и компью­терных услуг и ресторанного бизнеса. Наиболее распространенными в белорусском бизнесе ожидаемо являются системы для автоматизации бухгалтерского и кадрового учета, а среди наиболее перспективных информационных систем отмечаются CRM-системы», — сказано в исследовании. Среди процессов, требующих первоочередной автоматизации, названы также бухгалтерский учет (35,1 %), продажи (25,7 %), производство (24,8 %) и склад (23,3 %).

Как рассказала газете «Белорусы и рынок» научный сотрудник BEROC и соавтор исследования Анна Огинская, промышленные предприятия отстают потому, что у них меньше финансовых ресурсов для внедрения технологий, да и сами технологии на производстве сложнее.

«Верный выбор технологий, обучение сотрудников, интеграция с производством — для промышленных предприятий все это сложнее. Ведь если говорить об организации производства, то эффективность внедрения зависит от огромного количества переменных», — сказала Анна Огинская.

В то же время ресторанный бизнес более динамичен и может меняться быстрее, чем промышленность. «Тем более что в этой сфере очень важен контакт с клиентом, быстрое обслуживание, высокий уровень взаимодействия. Поэтому часто используются соцсети или программы для быстрой резервации — без них этот бизнес просто не выживет», — рассказала исследователь.

Автоматизируют учет

Чаще всего компании внедряют прикладные информационные системы для автоматизации бухгалтерского и кадрового учета. Среди опрошенных 69,8 % внедрили их больше трех лет назад, пятая часть — в течение последних трех лет.

Вторые по популярности — системы электронного документооборота, например ДЕЛО, 1С:Документооборот, Microsoft Share Point. Их используют две трети предприятий.

CRM-системами пользуются 22,2 % респондентов, еще 12,7 % компаний проявляют интерес к ним и планируют внедрить системы в течение трех лет.

Чуть меньше используются ERP-системы — на 21,5 % предприятий, еще 7,5 % планируют работу с ними.

Меньше всего бизнес пользуется BPM-системами и ПО для управления проектами — соответственно 2,3 и 5,9 % компаний. Примерно треть о них даже не слышала, а практически для половины бизнесов они не представляют интереса.

Виртуальная реальность неинтересна

«Технологии виртуальной и дополненной реальности используют в бизнесе соответственно 1 и 0,9 % опрошенных компаний. Во многих даже не слышали о таких технологиях (20 и 25 %) или слышали, но не заинтересованы в их использовании (72,6 и 67,2 %)», — сказано в исследовании.

Робототехнику применяют 1,9 % компаний, 1,2 % — дроны, 2,6 % — 3D-печать. Несколько популярнее интернет вещей: его используют 5,2 % респондентов, еще у 4,2 % опрошенных есть планы работать с технологией в ближайшие три года. Некоторые (5,7 %) хотели бы внедрить у себя интернет вещей, но для этого им не хватает компетенций и финансов.

Облачные технологии использует чуть меньше трети компаний. В ближайшие три года 6,4 % респондентов планируют начать ими пользоваться. Но 46 % МСП, хоть и знают об облачных технологиях, но считают их неинтересными для своих предприятий.

Как показало исследование, блокчейн-технологии применяет совсем небольшая часть компаний. Так, 28,3 % вовсе не слышали о блокчейне, а 63,9 % просто не планируют использовать его в бизнесе. Хотели бы внедрить блокчейн только 4,2 % компаний, но также не располагают для этого достаточными компетенциями и финансами.

Компьютерные услуги — впереди

Наиболее активно прикладные информационные системы использует сектор компьютерных услуг. ERP-системы используют четверть предприятий из сферы торговли и финансов и 27,9 % промышленных предприятий.

CRM-системы внедрены в 35,4 % торговых компаний и в 37,8 % компаний из финансового сектора и недвижимости. BMP больше всего интересны сектору компьютерных услуг (10,5 % фирм), финансов (4,4 %) и транспорта (3,8 %).

«ПО для управления проектами в большей степени востребовано строительными компаниями (9,3 %) и финансовым сектором (8,9 %). Узкоспециализированное отраслевое ПО высоко востребовано во всех секторах. Чаще других оно используется в гостиничном и ресторанном бизнесе (46,2 %), что превышает показатель для сектора компьютерных услуг (42,1 %). Частота внедрения систем документооборота и бухгалтерского ПО примерно одинакова во всех отраслях», — сказано в исследовании.

Выбирают готовые отечественные решения

Для белорусского МСП предпочтительны готовые IT-продукты, которые можно применить на производстве, их используют 71,2 % опрошенных. Готовы и могут разрабатывать продукты самостоятельно сфера компьютерных услуг (36,8 %), транспорта и связи (30,8 %), финансовой деятельности и недвижимости (28,9 %).

Продуктами только белорусских фирм либо чаще белорусскими, чем иностранными, пользуются 59,3 % опрошенных. Иностранным решениям либо чаще иностранным, чем белорусским, отдают предпочтение 13,2 % фирм.

При доработке или интеграции продуктов три четверти МСП всегда или чаще всего пользуются услугами белорусских IT-компаний.

При выборе IT-решения обычно руководствуются тем, насколько эти продукты просты в использовании (68,4 %), функциональны (55,4 %) и надежны (50,2 %).

Барьеры

Наиболее часто барьером на пути более активного использования информационных технологий представители малого и среднего бизнеса называют недостаток финансовых средств (42,5 %), а также недостаточный масштаб операций предприятия (28,5 %) и нехватку квалифицированных специалистов (24,1 %). Такая ситуация характерна для всех отраслей, кроме сектора компьютерных услуг. Основные барьеры для бизнеса в этой сфере — нехватка квалифицированных кад­ров, малый масштаб операций и консервативное законодательство.

В ЕС чаще выбирают дорогие технологии

«В сравнении со странами ЕС белорусские МСП более активно пользуются решениями в отдельных направлениях, связанных с веб-технологиями и продвижением бизнеса в интернете», — отмечено в исследовании. Например, веб-сайты есть у 81 % белорусских компаний. Среди европейских МСП данный показатель оставляет 77 %. Отечественный малый бизнес чаще размещает рекламу в интернете. Этим средством продвижения пользуются 55 % малых и средних предприятий в стране, что на 26 % больше, чем в Европе.

Мультимедийные платформы в Беларуси также популярнее, чем в ЕС. Если у нас их используют 38,5 % предприятий, то в европейских странах — только 15 %. В то же время использование блогов и социальных сетей практически на одном уровне.

Более активное применение интернет-технологий белорусским бизнесом исследователи связывают с тем, что это более дешевый инструмент для повышения эффективности бизнеса.

«Возможности 3D-печати используют 4 % европейских МСП и 2,6 % МСП, участвовавших в настоящем опросе. По данным отчета Accenture Tech Vision, технологии искусственного интеллекта внедрены в 42 % опрошенных компаний, еще 25 % реализуют пилотные проекты и 22 % оценивают либо планируют внедрять технологию. Даже с учетом того, что в исследовании участвовали в том числе крупные компании, среди белорусского малого и среднего бизнеса внедрение данного инструмента значительно ниже (3,4 %)», — отмечено в исследовании.

Однако барьеры для более широкого использования информационных технологий и для белорусского, и для европейского бизнеса одинаковы: нехватку квалифицированных специалистов отмечают соответственно 24,1 и 24% компаний, а сложности в интеграции — 20,5 и 22 %.

Регионы отстают

Как показало исследование, внедрение технологий в регионах отстает от столицы. Например, особенно сильна разница в использовании CRM-систем. Так, в Минске их используют 33,1 % компаний, а в регионах — только 14 %. Облачные технологии применяют 43,1% минских компаний и в среднем только в 23 % компаний из регионов.

«Мы увидели, что вопрос не только в деньгах, многое зависит от отрасли. Еще важно обучение, важно сопровождать внедренную технологию, пользоваться ею, обучать персонал и, вообще говоря, вовремя узнавать о новых возможностях рынка высоких технологий», — сказала Анна Огинская.

Как отметила эксперт, в регионах острее ощущается и недостаток кадров, которые могут работать с новыми информационными технологиями, сами разрабатывать и внедрять ПО. «Лучшие специалисты уезжают в Минск. Нужны стимулы для их удержания. В целом самому бизнесу, в том числе в регионах, стоит быть более активным в части поиска информации, участия в отраслевых выставках и в стремлении понять, чем живут конкуренты», — заключила эксперт.

Подписка на Все
18 января 2021
Сторонники Алексея Навального анонсировали массовые акции протеста с требованием освободить оппозиционного политика.
18 января 2021
На основе Big Data МТС составил портрет пользователей своих цифровых сервисов и выяснил, какой контент пользовался наибольшей популярностью в 2020 году.
18 января 2021
Евразийский банк развития (ЕАБР) в обновленном макропрогнозе ожидает снижения ВВП Беларуси в 2021 году на 0,1%, в то время как ранее прогнозировал восстановительный рост на 1,1%.
18 января 2021
В Беларуси на Крещение, во вторник 19 января, сохранятся сильные морозы. Синоптики объявили желтый уровень опасности.
18 января 2021
В 2020 году из-за пандемии коронавируса объем пассажирских авиаперевозок сократился на 60%, вернувшись к уровню 2003 года.
18 января 2021
Премьер-министр Японии Есихидэ Суга в понедельник выразил решимость провести Летние Олимпийские игры в Токио по плану, тем самым продемонстрировав победу над эпидемией коронавируса COVID-19.

Страницы