Сентябрь 20, 2018

Разгерметизация театра

Мария ВОЙТИК

VIII Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» пройдет с 20 сентября по 16 октября в Минске. На пресс­-конференции, прошедшей 11 сентября, организаторы рассказали о том, каким будет фестиваль в нынешнем году.

Программа «ТЕАРТа» традиционно делится на две части — белорусскую и международную. По словам режиссера Александра Марченко, наличие двух программ — это не творческая гонка, а, скорее, открытый диалог. По сложившейся традиции Belarus Open стартует первой.

На фестивале будут представлены театральные труппы из десяти стран, которые продемонстрируют публике 19 спектаклей. Помимо Беларуси, в число стран-участниц вошли Франция, Бельгия, Литва, Латвия, Польша, Россия, Финляндия, Вьетнам и Южная Корея. Форум охватит сразу восемь площадок, причем не только театров, но и, например, минских культурных кластеров, таких как Ok16.

Белорусский бум. Нынешний форум получил слоган «Разгерметизация». Директор «ТЕАРТа» Анжелика Крашевская считает, что фестиваль — это возможность для белорусского театра наконец влиться в мировое пространство, стать его равноправной частью. Действительно, отечественному сценическому искусству пора прекратить вариться в собственном соку — настало время разгерметизации.

Правда, этому препятствует как минимум одно но. По мнению театрального критика Людмилы Громыко, пока белорусская драматургия не слишком хорошо известна в мире. Да и стесняемся мы тех режиссеров и актеров, которые уезжают за рубеж и становятся известными там, а ведь ими нужно гордиться.

В этом году заявки на участие в программе Belarus Open подали 35 театральных трупп из нашей страны. Лучших из них выбрали путем непосредственных просмотров спектаклей. Эксперты обращали внимание в первую очередь на актуальность постановки, и неважно, происходило действие в V веке до нашей эры или в 2030 году.

Так, в спектакле «Новая земля», вдохновившись творчеством Якуба Коласа, режиссер Александр Янушкевич обратился к традиционному белорусскому быту. О самосознании белорусов вспомнили и в своеобразной музыкальной повести — моноспектакле «Дорожка моя». Автор и исполнитель пьесы — лидер этно-трио «Троица» Иван Кирчук. С помощью музыки он расскажет о жизненном пути человека. Причем выберет для этой цели старинные инструменты: окарину, волынку, свирель и лиру. И даже древние заклинания. В постановке «Сестры Грайи» режиссер Евгений Корняг, используя многочисленные символы, расскажет о двух сестрах, живущих на границе страны смерти — области неведения, сна разума, порождающего чудовищ и полуслепые мысли, чувства и поступки.

Объединиться в творчестве. Еще один лейтмотив нынешнего «ТЕАРТа» — творческая консолидация. «В культуре каждой страны формируется несколько сообществ людей со своими взглядами и ценностями, но «ТЕАРТ» призван объединить их, сплотить несколько видов искусства. Это и обмен опытом, и открытие новых граней у зрителей и участников», — считает куратор «Школы ТЕАРТа» Татьяна Артимович.

Предстоящий форум — это не только спектакли. Каждый год организаторы делают все больший упор на «Школу ТЕАРТа». Первые мероприятия — детские творческие мастерские — начались 14 сентября. Помимо того, в «школьную» пр+ограмму вошли встречи с драматургами Павлом Пряжко (Беларусь) и Доротой Масловской (Польша), творческой группой спектакля «Три сестры», дискуссия о проблемах, роли и месте белорусского театра в обществе.

«Слоган Школы — «Слышать. Видеть. Говорить». Потому мы будем учиться общаться друг с другом максимально открыто. Каждый сможет поучаствовать в дискуссиях, даже люди с противоположными взглядами», — уверяет Татьяна Артимович.

Разрушить привычные устои. Форум нацелен на то, чтобы прививать вкус белорусскому зрителю, воспитывать его, заставлять уходить от масскульта. Поэтому организаторы советуют обратить внимание в первую очередь на что-то непривычное, даже революционное для классической сцены. По словам Анжелики Крашевской, «ТЕАРТ» каждый год открывает отечественному зрителю несколько новых жанров и стран-участниц. На этот раз таковыми будут Финляндия и Вьетнам.

Настоящим вызовом станет четырехчасовой спектакль «Три сестры» Тимофея Кулябина, в 2017-м получивший специальный приз российской театральной премии «Золотая маска». В качестве сценического языка режиссер выбрал язык жестов. Все четыре акта решены в разных жанрах, в них можно увидеть черты триллера, психологической драмы и черной комедии.

Корейскую оперу пхансори в современной обработке представит в танцевальном спектакле «Даркнесс Пумба» один из самых известных азиатских режиссеров и хореографов Ким Чжэ Док. В постановке нет привычных диалогов, зато есть блюзовые ритмы и мощный вокал.

Участники из Финляндии и Латвии во главе с режиссером Вальтерсом Силисом покажут музыкальное мокьюментари (псевдодокументальный спектакль) «Три мушкетера. К востоку от Вены», в котором расскажут о приключениях Атоса, Портоса и Арамиса, внезапно проснувшихся в Вене XXI века, и ценностях современного общества.

Спектакль «CZTERDZIEŚCI (40)» в исполнении Польского театра танца — это тоже вызов. Языком пластики театр расскажет о жизни женщины и целой страны — одновременно.

Подписка на события + культура
20 июля 2018
Каждую субботу вплоть до 25 августа у стен минской Ратуши будут звучать знаменитые классические произведения в исполнении лучших коллективов нашей страны. Все концерты начинаются в 20:30, вход свободный.
20 июля 2018
Юбилейный, X Международный фестиваль средневековой культуры и музыки «Наш Грюнвальд» пройдет 21—22 июля в музейном комплексе «Дудутки» под Минском.
22 июня 2018
Проект «Джазовые вечера с Банком БелВЭБ» в субботу, откроет серию из трех концертов в Верхнем городе столицы. Два других концерта запланированы на 30 июня и 7 июля.
28 мая 2018
Большой театр оперы и балета в пятницу, 25 мая, отпраздновал свое 85-­летие.
25 мая 2018
Премьера спектакля «Папа, ты меня любил?» по пьесе отечественного драматурга и режиссера Дмитрия Богославского прошла в понедельник в Республиканском театре белорусской драматургии.
21 мая 2018
Сотрудничество бизнеса и культуры воплотило полесский космос в спектакле.

Страницы