ПВТ – бюджету
Работник Парка высоких технологий уплачивает в 1,25 раза больше налогов, чем среднестатистический работник в экономике.
Таков результат исследования «Парк ненулевых налогов: оценка вклада ПВТ в бюджет Беларуси», проведенного экономистами Александром Чубриком и Глебом Шимановичем и опубликованного 8 апреля на сайте Исследовательского центра ИПМ.
Зарплата работников компаний, входящих в ПВТ, превышает среднюю по стране в 4,95 раза. При этом средний работник парка уплачивает в 4,6 раза больше подоходного налога, в 4,8 раза больше НДС и в 5,5 раза больше акцизов, чем среднестатистический работник в экономике (табл. 1).
«Несмотря на льготы, эффективная ставка подоходного налога всего на 1 п. п. ниже, чем эффективная ставка для среднего работника в экономике. Эффективная ставка взносов в ФСЗН, хотя и значимо ниже, но по отношению к средней зарплате средний работник ПВТ платил больше, чем средний работник в экономике, а в абсолютном выражении выплаты сотрудников компаний-резидентов превышали выплаты среднего работника в экономике в 1,25 раза», — говорится в исследовании.
Много получают — много тратят. Прирост отчислений парка в бюджет в 2018 году составил впечатляющие 53 % по сравнению с 2017-м (табл. 2). В результате сотрудники (их доля составляет 0,65 % от общей численности занятых в экономике) компаний ПВТ обеспечили 0,65 % поступлений в бюджет от акцизов, 1,2 % — от НДС, 3 % — от подоходного налога и 0,85 % отчислений в ФСЗН. Кроме того, благодаря высокому уровню доходов работники IT-компаний вносят существенный вклад в потребление.
Результаты опроса сотрудников компаний — резидентов ПВТ, проведенного Исследовательским центром ИПМ, показывают, что структура расходов их семей в целом соответствует структуре расходов наиболее обеспеченных 5 % населения. Основные отличия: работники ПВТ больше тратят на отдых за рубежом и меньше — на алименты, помощь родным, друзьям, близким и благотворительность.
Исходя из полученной структуры расходов, экономисты оценили объем косвенных налогов, которые сотрудники ПВТ уплачивают со своего потребления. По подсчетам авторов исследования, средний работник компании — резидента парка уплачивает в 5,5 раза больше акцизов, чем среднестатистический работник в экономике, в 4,7 раза — НДС.
«Соотношение же НДС и акцизов, уплачиваемых сотрудниками ПВТ, с выручкой компаний показывает, что они соответствуют налоговой нагрузке в 5,3 и 0,7 % от выручки соответственно. Это увеличивает общий объем налоговых платежей, возникающих вследствие деятельности резидентов ПВТ, до 16—17 % от их выручки», — отмечают авторы.
В коня корм. Эксперты обратили внимание на то, что IT — это сектор с самой высокой добавленной стоимостью на единицу выпуска — более 90 %. «Негативный эффект для бюджета от льгот по уплате налогов с промежуточного потребления минимален, поскольку доля промежуточного потребления в общем объеме производства IT-сектора не превышает 10 %, в то время как в секторе «информация и связь» она составляет 27 %, а по экономике в целом — 55 %. Кроме того, доля чистых налогов на производство в добавленной стоимости IT-сектора несколько выше среднего уровня по экономике, в то время как в таких секторах, как сельское хозяйство и здравоохранение, они отрицательные (субсидии превышают налоговые поступления), а еще в 10 секторах из 20 анализируемых доля чистых налогов на производство в добавленной стоимости ниже средней по экономике», — говорится в исследовании.
Эксперты подчеркнули, что влияние специального налогового режима для резидентов ПВТ на «выпадающие» доходы бюджета нельзя оценивать, сравнивая поступления от прямых налогов с теми, которые были бы при налогообложении той же налоговой базы по обычным ставкам, поскольку в таком случае многие белорусские IT-компании сменили бы налоговую юрисдикцию или вернулись в «серую зону», а часть сотрудников с семьями уехала бы из страны. В результате вместо дополнительных налогов бюджет получил бы существенное снижение налоговой базы и падение налоговых поступлений.
«Даже если попытки изменения условий функционирования ПВТ (повышение ставок налогов) будут иметь небольшой краткосрочный эффект в виде увеличения налоговых поступлений, он, однако, очень быстро станет отрицательным и будет сопровождаться такими негативными последствиями для страны, как репутационные издержки и отток наиболее квалифицированных кадров», — резюмировали экономисты.
Принятый в конце 2017 года декрет № 8 значительно улучшил инвестиционный имидж Беларуси, способствовал созданию рабочих мест и росту IT-компаний, а также выходу многих из них из «серой зоны», считают эксперты. Так, после принятия документа количество резидентов ПВТ увеличилось со 192 в конце 2017 года до 454 в конце 2018-го, а численность сотрудников — соответственно с 31 тыс. до почти 46 тыс. человек. Налоговые льготы стимулировали рост экспорта IT-услуг. В 2018 году экспорт превысил 1,4 млрд долларов и составил 21,2 % экспорта услуг и 4,4 % экспорта товаров и услуг (в 2017-м — соответственно 18,6 и 4 %).
Таким образом, благодаря специальному налоговому и правовому режиму в стране появился чрезвычайно быстро растущий кластер экономики с высоким уровнем доходов работников и, следовательно, потребления. В свою очередь, это способствовало созданию рабочих мест в других секторах экономики — от бытовых услуг и общественного питания и до строительства, образования, медицины, деловых и финансовых услуг. «Соответственно, фискальный эффект от этого специального режима выходит за рамки прямой связи между выручкой IT-компаний и величиной поступлений от прямых и косвенных налогов IT-компаний и их сотрудников», — отметили авторы исследования.n
1. Налоговые платежи работников компаний — резидентов ПВТ в 2017—2018 годах
|
Средний работник в экономике |
Средний работник ПВТ |
||||||
|
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
||||
|
руб./месяц |
эффективная ставка, %* |
руб./месяц |
эффективная ставка, % |
руб./месяц |
эффективная ставка, % |
руб./месяц |
эффективная ставка, % |
Подоходный налог |
83,05 |
10,09 |
99,23 |
10,36 |
383,93 |
9,42 |
414,92 |
9,25 |
НДС |
71,31 |
8,67 |
— |
— |
341,99 |
8,39 |
377,30 |
8,41 |
Акцизы |
8,65 |
1,05 |
— |
— |
47,45 |
1,16 |
52,35 |
1,17 |
Итого |
163,00 |
19,81 |
— |
— |
773,38 |
18,98 |
844,57 |
18,82 |
Взносы в ФСЗН |
208,72 |
25,37 |
245,96 |
25,67 |
260,60 |
6,40 |
303,45 |
6,76 |
Отношение зарплаты и налогов, уплачиваемых работником ПВТ, к зарплате и налогам среднего работника в экономике |
||||||
|
Средняя зарплата |
Подоходный налог |
НДС |
Акцизы |
Итого выплаты работника |
Взносы в ФСЗН |
2017 |
4,95 |
4,62 |
4,80 |
5,49 |
4,74 |
1,25 |
2018 |
4,68 |
4,18 |
— |
— |
— |
1,23 |
* эффективная ставка рассчитана как отношение суммы уплаченного налога к средней заработной плате.
2. Налоговые платежи компаний — резидентов ПВТ и их сотрудников в 2017—2018 годах
|
Млн руб. |
Прирост, |
% выручки |
Прирост, п. п. |
||
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
|||
Подоходный налог |
129,6 |
194,7 |
43,3 |
5,96 |
6,08 |
0,12 |
Взносы в ФСЗН |
88,0 |
142,4 |
54,3 |
4,05 |
4,44 |
0,40 |
Налог на доходы |
1,8 |
15,2 |
688,7 |
0,08 |
0,48 |
0,39 |
Налог на прибыль |
0,5 |
7,8 |
1368,0 |
0,02 |
0,24 |
0,22 |
НДС |
–3,1 |
4,2 |
— |
–0,14 |
0,13 |
0,27 |
Налог на недвижимость |
1,0 |
1,8 |
63,0 |
0,05 |
0,05 |
0,01 |
Земельный налог |
3,1 |
0,3 |
–91,5 |
0,14 |
0,01 |
–0,13 |
НДС с потребления сотрудников |
115,4 |
176,7 |
46,0 |
5,31 |
5,52 |
0,21 |
Акцизы с потребления сотрудников |
16,0 |
24,5 |
46,0 |
0,74 |
0,77 |
0,03 |
Итого указанных налогов |
352,3 |
567,4 |
53,6 |
16,21 |
17,72 |
1,51 |
В расчете на одного занятого, руб./год |
12 527,2 |
14 513,5 |
10,5 |
— |
— |
— |

Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- следующая ›
- последняя »