Май 04, 2017
Антон РОГАЧ

Футбольный клуб «Крумкачы» раз за разом доказывает, что большой бюджет далеко не главный фактор успешного маркетинга.

С самого основания клуба в 2014 году минчане стремились быть на слуху. При этом бюджет частной команды всегда оставался скромным: его едва хватало на жизненно необходимые расходы.

Как известно, за два сезона команда пробилась из низов белорусского футбола в высшую лигу. Однако даже на начальном этапе о «Крумкачах» знали больше, чем о многих участниках элитного дивизиона. Естественно, все это происходило при отсутствии средств на продвижение и рекламного бюджета.

Чтобы привлечь внимание, перед сезоном-2015 клуб завел блог и стал освещать в нем быт... игрушки-ворона (в переводе с белорусского слово «крумкачы» означает «вороны»). Каждая поездка команды на гостевой матч сопровождалась рассказами о приключениях Крумки (имя талисмана) в том или ином белорусском городе. Расходы на такое продвижение составили всего 20 долларов: именно за такие деньги в марте 2015 года была приобретена игрушка.

Кроме того, в сезоне-2015 «Крумкачы» провели разлетевшуюся по Интернету (и не только по спортивным СМИ) фотосессию. Расходы на нее составили те же 20 долларов.

В общем, еще во время выступления в первой лиге минчане громко заявили о себе. Результаты не заставили ждать: в ноябре 2015 года, когда команда проводила решающий матч с «Днеп­ром» за право выхода в высшую лигу, вмещающий несколько сотен человек спорткомплекс «Олимпийский» собрал полторы тысячи зрителей! Несмотря на холодную погоду, люди смотрели футбол, даже стоя за забором. В тот день команда обыграла богатый «Днепр» и вышла в элитный дивизион. Публикации о том футбольном чуде появились не только в СМИ Беларуси и соседних стран, но и в таких изданиях, как Daily Mail и Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Выход в высшую лигу поставил перед командой совсем другие задачи. Если раньше все финансовые затраты «Крумкачоў» покрывали учредители, то элитный дивизион потребовал куда больших расходов. Соответственно, возникла необходимость искать спонсоров и продвигать не только свой бренд, но и парт­неров.

Впрочем, даже потенциальная аудитория белорусского футбола сегодня не настолько велика, чтобы на рыночных условиях заключать крупные сделки со спонсорами, а административных рычагов у частного клуба нет. Поэтому «Крумкачы» и в высшей лиге существуют очень скромно. Более того, клуб успел залезть в долги: пришлось взять беспроцентный заем у БАТЭ на 150 тыс. долларов.

Понятно, что такая ситуация требует еще более напряженной работы по продвижению бренда. Маркетологам амбициозного клуба удается находить все новые способы привлечения внимания к нему и расширения лояльной аудитории. Так, в минувшем сезоне «Крумкачы» стали едва ли не первым представителем оте­чественного футбола, использовавшим для интернет-трансляции своего матча квадрокоптер. Клубу это ничего не стоило: нашлись добрые люди, согласившиеся одолжить технику. Зато резонанс был неплохим.

Кстати, по уровню трансляций «Крумкачы» — среди лучших в стране. Несколько камер, повторы, высокое качество — все это также обходится клубу бесплатно (трансляции ведутся при технической поддержке партнера — компании МТС). Для сравнения: БАТЭ, как и большинство белорусских клубов, снимает матчи всего одной камерой.

В этом плане конкуренцию столичному клубу составляет лишь брестское «Динамо». Однако у того за спиной богатый шейх, поэтому есть и соответствующие возможности.

У «Крумкачоў» подобных возможностей нет и близко. Зато креатива хватает. Во время недавнего матча с БАТЭ (кстати, минчане сумели навязать борьбу чемпиону, но уступили 2:3) столичный клуб разыграл… игрушечный автомобиль Audi. Получилась тонкая подколка в адрес «Динамо», которое, напомним, недавно попало в двусмысленную ситуацию: несмотря на то что титульным спонсором клуба является дилер Audi в Беларуси, брестчане разыграли среди болельщиков автомобиль Renault (только не игрушечный, а настоящий).

В преддверии сезона «Крумкачы» приняли участие в шумихе вокруг протестов против декрета № 3 и предоставили скидку на сезонные абонементы так называемым тунеядцам. В минувшие выходные клуб первым в стране замерил уровень шума на трибунах и громко объявил об установлении рекорда. Это далеко не все примеры того, как можно быть на слуху, не имея средств на продвижение.

Безусловно, для успешной маркетинговой деятельности любой организации, в том числе спортивного клуба, нужен немалый бюджет. Например, располагающее им брестское «Динамо» вкладывает значительные средства в продвижение и получает соответствующую медийную отдачу. Однако пример «Крумкачоў» доказывает, что проблема низкой маркетинговой активности белорусских клубов кроется не столько в отсутствии средств, сколько в компетенции сотрудников. Когда есть деньги — хорошо, но многое можно делать и без них.

Подписка на Крумкачы + футбол + чемпионат Беларуси + спортивный маркетинг
19 июля 2018
Город Брест и его средняя футбольная команда «Динамо­Брест» вырываются в элиту мирового футбола. Футбольный клуб возглавил легендарный Диего Марадона, а в пригороде областного центра будет построен многофункциональный стадион на 30 тыс. мест.
14 июня 2018
Он пройдет с 14 июня по 15 июля в 11 городах России.
19 мая 2018
Легендарный аргентинский футболист Диего Армандо Марадона стал председателем правления брестского «Динамо».
12 мая 2018
Турнир проводится коммуникационной компанией GBS при поддержке Белорусской федерации футбола (АБФФ) уже в третий раз.
07 мая 2018
Как сообщил официальный сайт АБФФ, медиахолдингу переданы неэксклюзивные права на организацию телевизионных трансляций матчей чемпионата и Кубка страны, а также товарищеских игр национальной сборной в 2018 году.

Страницы