Сентябрь 11, 2017
Алесь ПОЛЕССКИЙ

Оградить предприятия от произвола некоторых чиновников призван проект нового закона «О правах коммерческих организаций».

Законодательный акт разработан по инициативе Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) и в ближайшее время будет вынесен на экспертное обсуждение.

Конституция для бизнеса

Документ закрепляет 13 основных прав коммерческих организаций, в том числе права на предпринимательский риск, обжалование неправомерных решений и действий госорганов, взыскание убытков, причиненных незаконными действиями или решениями должностных лиц.

Определено, что отношения государства, его органов и должностных лиц с бизнесом должны быть налажены на основе презумпции добросовестности коммерческих организаций. Произвольное вмешательство в хозяйственную деятельность и возложение на предприятия не предусмотренных законодательством обязанностей недопустимы. Инициируется запрет на привлечение фирм к ответственности при условии выполнения ими указаний и разъяснений государственных органов.

В работе коммерческих организаций провозглашается принцип «возможно все, что не запрещено законом».

При этом, согласно проекту, все противоречия и неясности законодательства должны толковаться в пользу бизнеса.

Риски, собственность, доходы

Уточняется понятие предпринимательского риска, под которым предложено понимать вероятность ущерба или убытка вследствие неопределенности результата. Подобные итоги не могут быть основанием для привлечения коммерческой организации и ее органов управления к ответственности, если были приняты меры по снижению риска.

Конфискация, национализация и другие виды изъятия имущества допускаются только в исключительных случаях. Неполучение прибыли не может повлечь за собой применение мер ответственности к коммерческой организации, за исключением случаев умышленного сокрытия доходов.

Предлагается предоставить предприятиям право самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников с учетом минимальных социальных стандартов, установленных государством в области труда.

Чиновники должны помогать и отвечать за свои действия. Прописано право коммерческих организаций на получение финансовой и другой материальной помощи от государства как на возвратной, так и на безвозвратной основе в форме субсидий. Авторы проекта полагают, что государство должно оказывать такую помощь прежде всего тем, кто осуществляет инновационную деятельность, занимается венчурным финансированием, создает новые рабочие места, развивает экспорт.

Конкретизируется право бизнеса взыскивать через суд убытки, причиненные незаконными действиями и решениями государственных органов и их должностных лиц. Согласно проекту, чиновники должны принимать меры для исключения необоснованных убытков коммерческих организаций, в противном случае этим должностным лицам грозит привлечение к ответственности.

При этом за субъектами хозяйствования закрепляется право отказываться от исполнения незаконных решений и указаний госорганов и чиновников. Принудить предприятие выполнить такие решения можно только через суд, если тот посчитает требования госорганов и их должностных лиц законными.

Проект будет доработан

Большинство норм закона не являются новыми для белорусского правового поля. В той или иной форме права субъектов хозяйствования закреплены в различных нормативных правовых актах, а потому некоторые представители дирекции БСПН первоначально сомневались в целесообразности разработки нового документа. Однако неудовлетворенность бизнеса правоприменительной практикой, ощущение правовой незащищенности и волюнтаризм со стороны некоторых чиновников в итоге склонили бизнес-союз к идее обобщить и конкретизировать права компаний в одном законодательном акте, пояснили «БР» в БСПН.

«Пока проект куцеватый: его следует доработать и расширить. Например, сегодня многие директора жалуются на потребительский экстремизм. Допустим, в Беларуси можно купить ботинки, поносить месяц, а потом принести и, заявив о браке, поменять, причем даже порванные. В законе должны появиться статьи о защите прав производителя и продавца», — полагает почетный председатель БСПН Георгий Бадей.

По мнению представителя бизнес-союза, трудно говорить о правовой защищенности, когда, например, контролеры на основании указа № 488 без решения суда вносят предприятие в реестр лжепредпринимательских структур, блокируя работу и накладывая санкции на его прежних контрагентов.

Без оптимизма, но с чувством целесообразности

Проект нового закона получил одобрение предпринимателей Гомеля. На днях там документ был впервые представлен руководством бизнес-союза. Экспертное обсуждение проекта пройдет 19 сентября на заседании правления БСПН, а также на ближайшем заседании действующего при объединении совета по правовым вопросам.

БСПН ждет касающихся проекта предложений от представителей бизнеса и рассчитывает на их активность в ближайшие месяцы. После доработки документ планируется представить на Совете по развитию предпринимательства при президенте, чтобы впоследствии через этот орган включить проект в план законотворческой деятельности.

Впрочем, особой расторопности со стороны госорганов бизнес-союз не ждет. «Зная наших чиновников, я не испытываю особого оптимизма в части скорости согласования и принятия закона. Вероятнее всего, будет противостояние со стороны госструктур», — отметил заслуженный юрист Беларуси Валерий Фадеев, основной разработчик проекта.

Собеседник опасается, что новый акт может повторить трудный путь проекта закона «О саморегулируемых организациях», который завис, несмотря на длительное и, казалось бы, продуктивное обсуждение в различных ведомствах. «Наши чиновники не любят соперничества, чтобы кто-то за них пробовал выполнять функцию законодателя, а мы тут взяли и проект нормативного правового акта разработали. Повторюсь, большого оптимизма я не испытываю, но считаю целесообразным продолжить работу над новым проектом закона», — резюмировал Валерий Фадеев.

Подписка на права компаний + законодательство + БСПН
14 мая 2018
Фискальную реформу следует начать с администрирования, расширения упрощенной системы и снижения имущественных налогов. При этом следует ориентироваться на мнение бизнеса и зарубежный опыт.
02 мая 2018
Спортивное законодательство нуждается в корректировке.
25 апреля 2018
Темп роста белорусской экономики в последние годы заметно отстал от темпа стран­соседок. Сказывается высокая фискальная нагрузка, которая подавляет активность инвесторов.
09 апреля 2018
Слишком высоки инвестиционные риски и экологические угрозы этого проекта.
02 апреля 2018
Пока в числе наиболее реальных послаблений лишь упрощение налогового администрирования.
02 апреля 2018
Упрощенная система налогообложения в Беларуси таковой не является, считают предприниматели и предлагают предусмотреть в Налоговом кодексе такой налоговый режим.

Страницы