Октябрь 07, 2020

Портовые рокировки

Валерий Алексеев

Александр Лукашенко после выборов уже несколько раз грозил странам Балтии забрать из их портов белорусские грузы. Таким он видит ответ на санкции со стороны Литвы, Латвии и Эстонии и их жесткую позицию по политическому кризису в Беларуси. Реализация данных «антисанкций» сулит серьезные экономические последствия для всех сторон.

Десять лет угроз

Угрозы белорусского президента оказались не просто словами. Определенные шаги уже предпринимаются во взаимодействии с Россией. По итогам переговоров правительственных делегаций министр энергетики России Александр Новак заявил, что до конца сентября должны быть проработаны предложения по перенаправлению нефтепродуктов в российские порты. Речь, по его словам, идет о том, чтобы условия были взаимовыгодными. Тема уже обсуждалась на уровне министерств транспорта Беларуси и России, было решено продолжить консультации для скорейшей реализации намеченных планов.

Идея «наказать» Литву за счет порта Клайпеды не нова. Она декларировалась еще в начале 2010-х, когда Беларусь оказалась под европейскими санкциями. Например, в 2012 году, встречаясь с губернатором Ленинградской области, Александр Лукашенко высказался за перенаправление «миллионов» тонн белорусских грузов в российские порты. Тогда речь шла о том, чтобы хотя бы уравнять затраты на перевалку отечественных грузов через порты Ленинградской области и балтийских государств.

«Я не говорю о тех крупных экономических потерях, которые понесут порты Балтии. Не скрываю: мы ведем переговоры с Россией, чтобы они понизили железнодорожные тарифы, с тем чтобы мы загрузили их порты на Балтике, они были бы рады видеть миллионы тонн наших грузов. Если мы не нужны в странах ЕС, то мы будем искать свое счастье дальше», — говорил Александр Лукашенко в апреле 2012 года.

В последние годы он не раз намекал, что жесткая позиция соседней страны по БелАЭС может стоить ей части белорусских грузов. Например, в январе прошлого года, напутствуя нового посла в Литве Валерия Барановского, президент заявил, что настроен на добрососедские отношения с этой страной, но если она не хочет, то у Беларуси есть масса вариантов.

«Порт Одессы открыт для нас, и мы можем на том направлении использовать этот порт. Что касается западного направления, так у нас с Латвией хорошие отношения, если Литва не хочет строить отношения, деполитизировав их, отойти от этих непонятных требований по атомной станции…», — цитировала тогда Александра Лукашенко президентская пресс-служба.

После этого в течение полутора лет Латвию посетили несколько делегаций белорусских чиновников и представителей «Белнефтехима» и «Беларуськалия». Они встречались с руководством латвийских портов, стивидорных компаний, изучали возможности для увеличения перевалки отечественных нефтепродуктов и удобрений. Латвийской стороне предлагалась схема, реализованная в Клайпеде: «Беларуськалий» выкупает часть терминала под свои удобрения. Речь шла о портах Вентспилса и Риги. В ходе официальных визитов латвийских чиновников в Беларусь также высказывалась заинтересованность в привлечении белорусских грузов. Однако каких-то громких проектов за этим не последовало. В январе этого года министр сообщения Латвии Талис Линкайтс с сожалением говорил о том, что местные компании затягивают с принятием решений по белорусским грузам. Он даже высказывался за инвестиции в государственный терминал, если окажется, что белорусские грузы есть, а переваливать их негде.

Сегодня, учитывая солидаризацию позиций балтийских государств по БелАЭС и согласованные санкции, можно говорить о том, что Латвия вряд ли примет участие в наказании соседки.

Нефтепродукты

Тема перевалки белорусских нефтепродуктов в Усть-Луге периодически всплывает в переговорах и прессе. Последний раз Россия оказывала давление на Беларусь в 2017—2018 годах. РЖД сделала 50-процентную скидку на транспортировку нефтепродуктов, которая действует до сих пор. Также были предоставлены скидки на услуги порта в Усть-Луге, но массовых поставок не случилось. Тогда белорусская сторона апеллировала к тому, что даже с учетом всех скидок транспортировка через порты балтийских стран остается выгоднее. Кроме того, в качестве аргумента назывались сложности и риски с перевалкой грузов в зимний период. Порты в Финском заливе замерзают на более продолжительный период, и для проводки судов приходится задействовать ледоколы.

Расстояние от Новополоцка до Усть-Луги, Риги, Вентспилса и Клайпеды отличается. Балтийские порты несколько ближе. Скидка на железнодорожные тарифы может рассматриваться в качестве аргумента для перенаправления белорусских нефтепродуктов. Однако порты Ленинграда и Усть-Луги — самые удаленные на Балтийском море, поэтому морское плечо в данном случае оказывается на несколько сот километров длиннее, что увеличивает время доставки и удорожает ее. Для переориентации грузов необходимо согласие покупателя на такую логистику.

Открытым остается и вопрос мощностей. При нормальной загрузке НПЗ Беларусь экспортирует 10—11 млн т нефтепродуктов. При этом на долю Украины приходится порядка 3 млн т, а 6—7 млн т идет через страны Евросоюза. Это довольно большие объемы, и под них российские порты должны иметь соответствующие мощности. Так, нефтяной терминал в Усть-Луге сейчас имеет мощности для перевалки 19 млн т темных и 11 млн т светлых нефтепродуктов. В 2019 году его загрузка составила 28,2 млн т.  Таким образом, свободные мощности есть, но вряд ли порт сможет принять весь экспортный объем белорусских НПЗ.

Если будет принято политическое решение, то белорусские неф­тепродукты пойдут в российские порты, а при наличии больших объемов для снижения затрат может быть задействован трубопроводный транспорт, хотя это и требует дополнительных инвестиций. Вместе с тем пока полностью забрать белорусские нефтепродукты из балтийских портов не получится. Вероятно, речь будет идти  о частичной переброске.

Калийные удобрения

Кроме нефтепродуктов, есть еще и калийные удобрения. Основными потребителями белорусского калия в последние годы являются Китай, Бразилия, Индия, Бангладеш, Индонезия. Так, в июне в Бразилию было отгружено удобрений на 14 млн долларов, а в целом за полгода экспорт в эту страну достиг 276,55 млн долларов. Поставки в Индию за июнь составили порядка 25 млн долларов, а всего с начала года они достигли 128,6 млн. Третий по стоимости поставок за полгода — Китай, куда в июне было отгружено калия на 48 млн долларов, а в целом за полгода — на 116,75 млн долларов.

Кроме того, в первую десятку по итогам полугодия вошли Индонезия (78,07 млн долларов), Малайзия (64,5 млн), Польша (39,2 млн), Норвегия (39,6 млн), США (34,1 млн), Колумбия (29,3 млн), Турция (27,3 млн).

Поставки в Китай в теории можно организовать по железной дороге, хотя это и будет крайне дорого. Рост контейнерных перевозок в сообщении Китай — Европа, в том числе и в Беларусь, в значительной степени идет за счет субсидий китайских регионов.

Вместе с тем экспорт в другие регионы возможен только через море. Теоретически это могут быть и российские порты на Балтийском море, а также черноморские порты России и Украины. При этом во всех случаях возникает довольно большое железнодорожное плечо, которое будет удорожать логистику. Кроме того, железные дороги России и Украины в период активного экспорта сельхозпродукции загружены зерновыми грузами, поэтому для них белорусский калий может стать серьезным вызовом: ведь речь идет о миллионах тонн.

Учитывая, что Украина постепенно солидаризируется с европейской позицией по белорусскому кризису, есть риск, что она не предоставит свои портовые мощности для калия. Строительство же порта на Днепре в Гомельской области, который мог бы принимать суда река — море, пока только в планах. Да и строится он в расчете не на все мощности «Беларуськалия», а только на часть поставок с Петриковского ГОКа.

В объемах клайпедского порта Белорусские грузы составляют 30 % (в прошлом году — 14,1 млн т из 46,3 млн т). Кроме экспортных грузов, нужно учитывать и импортные, ведь в Беларусь многие товары, в том числе комплектующие и сырье, поступают через Клайпеду. Например, в этом году дирекция клайпедского порта отмечала, что снижение грузопотока на фоне пандемии коронавируса было сглажено за счет альтернативной нефти для «Нафтана». «БелДжи» первоначально получал комплектующие из Китая морем тоже через Клайпеду. Железными дорогами организовано несколько регулярных контейнерных поездов, которые доставляют грузы из балтийских портов. Они пользуются популярностью.

Литва ждет

Литва намерена сохранить белорусские грузы. В предыдущие годы она добивалась этого за счет выгодных тарифов. Даже сейчас, во время политического напряжения между странами, президент Литвы Гитанас Науседа в интервью BNS назвал транзит ограничивающим фактором для перехода страны от индивидуальных санкций в отношении белорусских чиновников к экономическим санкциям в отношении страны.

Заявления о перенаправлении белорусских грузов в российские порты имеют громкий пиар­эффект. Однако то, что легко на словах, не так просто оказывается на деле. Мало достичь договоренностей с российской стороной, реальная переброска потоков требует подготовительной работы от всех сторон. Она не будет быстрой.

Остается открытым и вопрос, насколько долгосрочными будут преференции, предоставляемые российской стороной. Политически можно обнулить тарифы и компенсировать издержки РЖД или портам из бюджета, но долго это продолжаться не будет. Кроме того, никуда пока не исчез фактор налогового маневра, который снижает маржинальность белорусской нефтепереработки, а значит, логистика поставок будет играть все большую роль в конкурентоспособности отечественных нефтепродуктов. 

Подписка на Все
26 октября 2020
Автомобильное топливо в Беларуси с 27 октября дорожает на 1 копейку, сообщает "Белнефтехим".
26 октября 2020
Несанкционированная акция протестов, на которую вышли белорусские пенсионеры и студенты 26 октября собрала несколько тысяч участников.
26 октября 2020
В Евросоюзе внимательно следят за происходящим в Беларуси и напоминают законность права на забастовку, заявил Петер Стано, официальный представитель главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля.
26 октября 2020
Россия не может оставлять без внимания забастовки на белорусских предприятиях, так как из-за взаимосвязанности экономик двух стран для РФ важен вопрос их ритмичного и надежного функционирования, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
26 октября 2020
В Беларуси по состоянию на 26 октября зарегистрированы 93 тыс. 707 человек с положительным тестом на COVID-19.
26 октября 2020
Общенациональная забастовка станет следующим шагом беларусов к свободе, прекращению насилия и новым выборам, заявила Светлана Тихановская, комментируя забастовки в Беларуси.

Страницы