Февраль 27, 2017
Вадим МОЖЕЙКО

Борьбу с репетиторами и курсовыми на заказ нужно начать со снижения непрофильной нагрузки учителей, уменьшения количества учеников в классах и повышения зарплаты педагогам.

На итоговой коллегии Министерства образования вице-премьер Василий Жарко поднял наболевшие вопросы о популярности репетиторов по школьным предметам и о массовом написании курсовых и дипломных работ под заказ. К сожалению, конкретных способов решения этих проблем он не предложил — призвал лишь «повернуться лицом» к ним.

 

Распространение репетиторства и написания студенческих работ за деньги — симптомы глубоких проблем в системе образования, однако бороться необходимо не с симптомами, а с причиной болезни. Нет никакого смысла запрещать посреднические конторы, обеспечивающие контакт нерадивых студентов и будущих авторов их курсовых и уж тем более ограничивать деятельность репетиторов. Жесткие меры лишь вытеснят их услуги на черный рынок, но уж точно не улучшат качество образования.

Василий Жарко привел пример распространения репетиторства: учитель не полностью раскрывает свой предмет, а для его углубленного изучения отправляет к репетитору. Отчего так происходит? Все школьники разные: кому-то учебная дисциплина дается легко и он способен освоить ее самостоятельно, а кому-то нужна помощь непосредственно учителя.

Простая школьная арифметика: чем меньше учеников в классе, тем больше времени учитель сможет уделить каждому из них. Увы, пока белорусские школы идут в противоположном направлении: согласно новому проекту Кодекса об образовании, классы увеличат до 30 учеников. Это позволит сэкономить деньги, но снизит возможности учителей помогать отстающим индивидуально. В результате спрос на репетиторов будет только расти.

Не менее популярная причина спроса на репетиторов — низкое качество школьного образования. Не от хорошей жизни небогатые белорусы готовы платить немалые деньги за дополнительную подготовку своих детей. Школьный учитель — профессия с неоднозначным престижем, низкой зарплатой, жесткими рамками официальных учебных пособий и большой внеучебной нагрузкой (заполнение бумажек, походы по квартирам учеников). Рынок репетиторов выглядит совсем по-другому: он высококонкурентный, работа хорошо оплачивается, учебные материалы и форматы взаимодействия с обучаемым можно выбирать исходя сугубо из эффективности.

Героические одиночки-подвижники среди школьных учителей не в состоянии изменить систему. Пока заработки учителей будут низкими, а нагрузка — высокой, проблему спроса на репетиторов решить не удастся. Конечно, можно упростить тесты и таким образом снизить требуемый порог знаний. Репетиторы-то будут не нужны, но в итоге мы получим еще больше бестолковых студентов, не умеющих писать курсовые и платящих за заказные работы.

Судить о масштабах такой практики может любой: на каждом углу висят объявления об оказываемой помощи в написании студенческих работ. Недавно сложившейся ситуацией озаботилась и Генпрокуратура, разославшая во все вузы страны письма с требованием усилить борьбу с фейковыми курсовыми. Плагиатора еще можно поймать за руку, воспользовавшись сервисами антиплагиата (хотя приобретать лицензионные автоматизированные версии университеты не спешат). Вычислить же студента, сдавшего заказную работу, не так просто. Даже если вчитываться в текст и долго беседовать со студентом, железобетонных доказательств можно и не получить.

Проблема, безусловно, не в услугах, связанных с написанием работ, а в спросе на них. В университеты поступает и продолжает там учиться достаточно студентов, неспособных полноценно справиться с программой высшей школы. Впрочем, не стоит увлекаться лишь жесткими мерами и массово отчислять двоечников (хотя несколько усилить таким образом отбор выпускников не помешает). Важно помочь первокурсникам научиться писать такого рода работы, преподавая им, например, академическое письмо как отдельный предмет.

Еще один способ борьбы с заказными курсовыми и дипломными — повышение престижа и зарплаты преподавателей. Нетрудно догадаться, что студенческие работы на заказ пишут не сантехники и слесари, а зачастую те же преподаватели — потому что зарплаты не хватает на жизнь и им нужны деньги.

Да, и повышение зарплаты преподавателей, и разгрузка школьных классов требуют финансовых затрат, но чудес не бывает — бесплатно обеспечить высокое качество образования невозможно.

Подписка на образование + репетиторы
03 ноября 2017
Об этом на KEF-2017 сообщил председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорь Марзалюк
28 августа 2017
Изучение рынка бизнес-­образования, и в частности анализ итогов приемной кампании вузов, позволяет говорить о дальнейшем обострении конкуренции на рынке экономического и бизнес­-образования (в сегменте высшего образования).
24 августа 2017
Президент считает, что в школе не хватает дисциплины и дресс-кода
24 августа 2017
Президент Беларуси потребовал, чтобы учителя не жаловались на низкую зарплату в следующем году.
24 августа 2017
Такая норма может появиться в контрактаx

Страницы