Июнь 06, 2017
Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Волна банкротств прокатилась среди частных компаний пищевой промышленности. Сказались плохой макроэкономический фон и недостаточная конкурентоспособность малого предпринимательства, полагает директор и сопредседатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) Жанна ТАРАСЕВИЧ.

— Жанна Казимировна, регулярные сообщения о банкротстве той или иной компании в пищевой промышленности выглядят довольно странно. В данном товарном сегменте вроде бы стабильный спрос (это не инвестиционные товары, потребление которых на время кризиса можно отложить), в стране богатая сырьевая база… Почему же разорение переработчиков приобрело массовый характер?

— Я могу выделить по меньшей мере четыре причины, по которым многие частные компании пищевой промышленности оказались финансово несостоятельными.

Во-первых, в последние годы на внутреннем рынке существенно повысились цены на сельскохозяйственное сырье. Драйвером стал рост закупочных цен в рамках госзаказа. Поскольку в развитие сельхозпроизводства вложены огромные средства, в том числе привлечены значительные кредитные ресурсы, остро стал вопрос окупаемости вложений. Чтобы обеспечить безубыточную работу сельхозпроизводителей, государство было вынуждено повысить закупочные цены, что пошло вразрез с интересами переработчиков, для которых удорожание сырья — прямой рост затрат и давление на конечный финансовый результат.

Во-вторых, активная модернизация основных фондов пищевой промышленности также проводилась в основном с привлечением кредитов, в том числе валютных. После серии скачков девальвации многие закредитованные предприятия стали заложниками жесткой кредитно-денежной политики. Значительно возросшие расходы по обслуживанию долга вогнали компании в убытки.

В-третьих, перманентно растущие тарифы на энергию для пищевых перерабатывающих предприятий, многие из которых весьма энергоемки. Не помогла даже модернизация, повысившая энергоэффективность производств, поскольку удорожание энергии нивелировало ее экономию.

В-четвертых, обострение конкуренции. Предприятия нарастили производственные мощности, на рынке появились новые игроки. Предложение увеличилось, а спрос остался на прежнем уровне и даже снизился на фоне кризисных явлений в экономике. Труднее стало продавать и тем, кто должным образом не изучил рынок сбыта. Стоит признать, что многие частные компании все еще не дорабатывают в маркетинговых исследованиях.

Примечательно, что на этот раз экспорт не стал палочкой-­выручалочкой белорусских компаний.

На основном рынке сбыта, в России, спрос заметно сжался, а конкуренция возросла, поскольку в последние годы наши соседи активно развивали сельхозпроизводство и переработку в пищевом секторе.

Набор вышеуказанных факторов стал критичным для многих компаний, что привело к их банк­ротству и уходу с рынка.

— Банкротства коснулись в основном малых и средних компаний. Является ли данный факт показателем того, что они уступают в конкурентоспособности крупным производствам?

— В наших условиях крупные производители действительно оказались в выигрыше. На рынке появились структуры холдингового типа. Это своего рода современные магнаты, которые вышли на новый уровень переработки. Малым и средним предприятиям трудно конкурировать с ними, в том числе при продвижении продукции через торговые сети, которые выдвигают определенные требования к бонусам, объемам поставок, выкладке товаров.

С одной стороны, мы понимаем, что в идеале в регионах должны развиваться малые перерабатывающие предприятия. Только так многие аграрные районы перестанут быть только поставщиками сырья и смогут формировать у себя больше добавленной стоимости на этапе переработки, привлекать новые инвестиции, создавать рабочие места. С другой — в последние годы в тех же районах ушли в небытие многие перерабатывающие цеха, не выдержавшие конкуренции со стороны крупных комбинатов.

— Среди проблем, ведущих к банкротству, вы не упомянули зарегулированный доступ к сырью. В прежние годы частные переработчики регулярно жаловались на то, что исполкомы в ручном режиме указывают, что и на какие комбинаты нужно поставлять. Подобную практику удалось искоренить?

— Проблема остается, но она уже не так остра, как в прежние годы, и точно не среди основных причин, которые приводят к банкротству предприятий. Госзаказ на поставки сырьевых групп товаров сейчас ниже объемов производства, и аграрии вольны реализовывать излишки продукции тому, кому посчитают нужным.

Если продолжить список причин, которые препятствуют развитию частного бизнеса в пищевой промышленности, то следует упомянуть прежде всего сложное техническое законодательство. Порой даже создание технологически простых производств требует таких затрат, при которых ведение бизнеса становится экономически нецелесообразным.

Теоретически в стране можно массово заниматься замораживанием овощей и плодово-ягодной продукцией, реализовывать ее на внутреннем рынке и на экспорт. Как-то довелось услышать откровение одной из предпринимательниц Копыльского района, которая была готова организовать такое производство — очищать и замораживать картофель, свеклу. Она сказала, что, когда начала считать, во сколько обойдется выполнение технических требований к количеству обустроенных помещений, метражу, толщине стен, числу умывальников и т. п., оказалось, что овощи получатся золотыми. По расчетам предпринимательницы, себестоимость продукции была бы в два раза выше, чем розничная цена аналогичных овощей польского производства на прилавках белорусских магазинов.

Жесткие санитарные и прочие технические требования можно понять, когда речь идет о крупных производствах. Однако примерять те же стандарты к малому и среднему бизнесу — значит с самого начала обрекать предприятия на более высокие удельные расходы на единицу продукции и подрывать их конкурентоспособность по сравнению с крупными компаниями.

Надеемся, новая волна либерализации, принятие обещанного декрета и сопутствующих ему нормативных правовых актов действительно снизят технические барьеры, в том числе в пищевой перерабатывающей промышленности.

 

Материал опубликован в приложении "Пищевая промышленность" к номеру 21 газеты "Белорусы и рынок" от 3.06.2017. Оформить подписку

Подписка на БСПН + пищевая промышленность
16 октября 2017
ОАО «Красный Мозырянин» — одно из динамично развивающихся предприятий пищевой промышленности Беларуси. Это современное производство, имеющее репутацию надежного партнера на рынке кондитерских изделий не только нашей страны, но и за ее пределами.
15 октября 2017
На неделе бизнес­сообщество обсуждало содержание трех подписанных указов по развитию предпринимательства и одного проекта декрета. К счастью, разочарование и недоумение вызвал только неподписанный документ.
11 сентября 2017
Оградить предприятия от произвола некоторых чиновников призван проект нового закона «О правах коммерческих организаций».
28 августа 2017
Добросовестные субъекты хозяйствования не должны нести ответственность задним числом за сделки с контрагентами, которые признаны лжепредпринимателями, считают в бизнес-объединениях. Чиновники пока не соглашаются с ними.
25 августа 2017
Организационное собрание Ассоциации предприятий и организаций малого и среднего бизнеса Оршанского района состоялось 24 августа в Орше, сообщила пресс-служба Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН им. Кунявского).
21 августа 2017
Темп роста белорусской экономики ускорился, но все еще остается слабым, чтобы заявлять об успехах. Мы вновь «выезжаем» на конъюнктурных факторах.

Страницы