Август 07, 2017
заслуженный юрист РБ Валерий ФАДЕЕВ

Недавно ко мне обратился один бизнес-­союз с предложением подготовить проект специального закона о правах коммерческих организаций.

Поначалу предложенная идея закрепить права коммерческих организаций в отдельном законе вызвала у меня недоумение, ведь все уже сформулировано и зафиксировано. Я вспомнил ситуацию, когда в 1993 году тогдашний премьер-министр Вячеслав Кебич поручил мне, начальнику юридического управления Сов­мина, подготовить проект закона о дисциплине. Тогда я тоже засомневался и сказал: «это все равно что подготовить проект закона о морали». Однако поручение было дано, и его нужно было выполнить. Буквально за неделю мы «создали» этот законопроект, в нем были 33 статьи. Мы выделили несколько видов дисциплины: трудовую, технологическую, государственную…

Вячеслав Кебич проект прочел и сказал примерно следующее: красиво написано, но в парламенте это вряд ли пройдет. Так и остался проект очередным прожектом.

Напомню, в то крайне трудное время правительство пыталось решить проблемы не с помощью реформ, а путем закручивания гаек, что, кстати, в какой-то мере напоминает нынешнюю ситуацию. Собственно говоря, у нас есть свои «законы о дисциплине». Эту функцию выполняют декрет № 5 от 15.12.2014, касающийся усиления требований к руководящим кадрам и работникам организаций, и директива от 11.03.2014 № 1 «О мерах по укреплению общественной безо­пасности и дисциплины».

Правда, как показывает история, само по себе закручивание гаек без надлежащего ремонта механизма не дает нужного эффекта. Трудовая дисциплина зависит от многих факторов, в том числе от мер ответственности, но на первое место я поставил бы мотивацию к труду. Если созданы надлежащие условия работы, включая организационные, труд приносит удовлетворение, в том числе материальное, его результаты ценятся и востребованны. В таком случае у работника возникает внутренняя установка на дисциплинированность. Одни меры принуждения, даже введение уголовной ответственности, не способны сформировать такую установку. Яркий пример тому — рабский труд.

Возвращаясь к правам коммерческих организаций, мы можем констатировать, что большинство из них известны и уже зафиксированы. Их можно найти в Конституции, Гражданском кодексе, законе о хозяйственных общест­вах и других документах. Хотя, действительно, систематизированного перечня таких прав нет. Да и те права, которые у бизнеса есть, зачастую игнорируются.

Размышляя о причинах, я пришел к выводу, что одной из них как раз и являются слишком общие понятия, а также размытость и нечеткость формулировок. Например, в Гражданском кодексе более десятка раз употребляется термин «добросовестность», но нигде нет его четкого определения. Может быть, поэтому данный термин редко применяется...

Да, в последнее время мы, возможно, слишком увлеклись систематизацией и кодификацией законодательства, однако зачастую это дает положительный эффект, даже с точки зрения доступности и применимости норм права.

После долгих раздумий я пришел к выводу, что идея создания законопроекта о правах коммерческих организаций не так уж плоха. В нем можно перечислить и расшифровать основные права хозяйствующих субъектов и гарантии их соблюдения. В частности, зафиксировать: право на предпринимательский риск; право собственности и другие вещные права на имущество, необходимое для осуществления деятельности; право свободно распоряжаться доходами, полученными от осуществления деятельности, приносящей прибыль; право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, товарами (работами, услугами), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, и др.

Кроме того, в документе можно изложить принципы отношений государственных органов с коммерческими организациями. Речь идет об обеспечении равной защиты и равных условий для развития субъектов хозяйствования всех форм собственности, а также гарантий защиты прав и законных интересов; о презумпции добросовестности при осуществлении деятельности; недопустимости произвольного вмешательства в хозяйственную деятельность коммерческих организаций и проч.

Конечно, такой закон даст эффект только тогда, когда он будет безусловно соблюдаться всеми субъектами отношений: самими коммерческими организациями, государством и его органами, судами. Тем не менее почему бы и не написать?

Материал опубликован в №29 газеты "Белорусы и рынок" от 5 августа 2017 года. Оформить подписку.

Подписка на законодательство
09 октября 2017
Но размер налогов будет проиндексирован с учетом инфляции. Вырастут и ставки подакцизных товаров.
03 октября 2017
Проект закона «О производстве и обращении органической продукции» в ближайшее время должен поступить в парламент. Фермеры надеются, что с его принятием в стране заработает механизм господдержки профильных производств.
02 октября 2017
В то же время право на оказание услуг по родовспоможению могут получить частные медцентры.
11 сентября 2017
Оградить предприятия от произвола некоторых чиновников призван проект нового закона «О правах коммерческих организаций».
07 августа 2017
Пока белорусские стартапы развиваются за пределами страны. Без корректировки законодательства ситуацию не изменить. Начинать формирование собственной венчурной системы следует с изучения чужого опыта, считает директор венчурного фонда Practica Capital (Литва) Арвидас Бложе.
23 июня 2017
Они установлены указом президента №221 от 23 июня 2017 года.

Страницы