Май 01, 2017
научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско­­образовательного центра (BEROC) Олег МАЗОЛЬ

Повышение качества экономических институтов — еще один источник роста ВВП, не задействованный в Беларуси.

Согласно американскому экономисту Дарону Аджемоглу, повышение благосостояния населения и устойчивый экономический рост в стране возможны только при наличии эффективно функционирующих экономических институтов. Кроме того, государства с развитыми институтами обладают большей устойчивостью к внешним финансовым и экономическим шокам. По различным оцен­кам, повышение на 1 % ка­чест­ва институтов приводит к 1,7-процентному росту ВВП на душу населения.

Например, обеспечение верховенства закона, защиты прав собственности и улучшение качества госуправления формируют уверенность как в обществе в целом, так и в отдельно взятом человеке (изобретателе, предпринимателе) в том, что плоды их инновационной активности и инвестиционной деятельности по большей части достанутся им, а не кому-либо другому. Так, американский инноватор точно знает, что, создавая прибыльную компанию, он не рискует тем, что в один прекрасный день она будет экспроприирована. В большинстве стран мира такой уверенности нет. В результате предприниматели не развивают новые идеи и не создают на их основе прибыльные предприятия, способные стимулировать экономический рост.

В качестве примеров успешных институциональных преобразований можно назвать такие государства, как Чили, Испания, Португалия, Ирландия. Улучшение качества госуправления в Чили на одно стандартное отклонение привело к 300-процентному росту доходов на душу населения в этой стране. Что такое одно стандартное откло­нение в качестве госуправления? Грубо говоря, это разница в качестве госуправления между Чили и Индией. Неудивительно, что примерно на те же 300 % по паритету покупательной способности Чили богаче Индии.

С 1996 по 2015 год производство и реальные доходы населения в Беларуси росли без соответствующего значительного улучшения институциональных параметров (по оценкам Всемирного банка). Это свидетельствует об отставании развития институтов от экономического развития в стране. Как результат, Беларусь попала в ситуацию, нехарактерную для большинства государств мира: относительно высокий уровень развития экономики сопровождался относительно низким качеством институциональной среды, то есть наличием так называемого институционального разрыва.

Ситуацию усугубила сло­жившаяся в 2000-е годы благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках (нефтяном и калийном), которая обеспечила экономический подъем и нивелировала отрицательное влияние неэффективных институтов на экономику до начала финансового кризиса 2011 года. Соответственно, неразвитость рыночных институтов сформировала спрос на государственное вмешательство в экономику и одновременно обусловила падение спроса на чисто рыночные механизмы регулирования. Результатом стала низкая способность белорусских экономических субъектов, как государственных, так и частных, функционировать в условиях конкурентной рыночной среды и отсутствия господдержки.

Все это формирует риск попадания национальной экономики в структурную ловушку, то есть в ситуацию, когда политические и экономические факторы препятствуют перемещению ресурсов и оставляют их в сравнительно отсталых отраслях и компаниях. Складывающаяся ситуация в области институционального развития создает риск затяжного замедления роста производительности труда и экономического роста в целом.

Пример такой ситуации можно было наблюдать в Японии. Там результатом неэффективного функционирования институтов стало «потерянное десятилетие» — период с начала 90-х и до начала 2000-х годов, когда средний темп роста ВВП был ниже 0,5 %.n

Справка «БР»

Экономические институты определяют структуру экономических стимулов в обществе (то есть стимулов экономических субъектов инвестировать, накапливать факторы производства, совершать сделки и т. п.) и обеспечивают перераспределение ресурсов в экономике. Выделяют четыре основные группы: институты формирования рынка (судебная, законодательная и административная системы государства, обеспечивающие права собственности и исполнение контрактов); институты стабилизации рынка (денежного обращения, налогового регулирования и надзора, координации и распределения рисков, например венчурные компании и пенсионные фонды, и т. п.); институты регулирования рынка (органы власти, которые выдают разного рода разрешения) и институты легитимизации рынка (развития человеческого капитала, которые сосредоточены в сферах здравоохранения, образования, социального обеспечения и страхования).

Подписка на экономические институты + BEROC
23 октября 2017
Беларусь не отстает от мировых трендов: местные разработчики заявили о создании национальной криптовалюты — «Крипто Талера».
27 июня 2017
В законодательстве Беларуси нет норм, регулирующих выпуск и обращение криптовалют, что в век информационных технологий не мешает использовать, например, биткоин как привлекательный финансовый инструмент и источник получения дополнительного дохода.