Май 03, 2019

Победа и убытки МАЗа

Валерий Алексеев

На прошлой неделе в Минске встречали гонщиков команды «МАЗ­СПОРТавто», ставших победителями ралли­рейда в Марокко. Успехи МАЗа в спорте пока заметно превосходят его достижения в бизнесе: завод снова отчитался об убытках.

Полдесятилетия без прибыли. Согласно данным годового отчета, опубликованного на сайте предприятия, в 2018 году ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» зафиксировало чистый убыток в размере 80,35 млн руб. По сравнению с 2017-м он увеличился почти в два раза.

За прошлый год предприятие нарастило выручку на треть, до 1,29 млрд руб. При этом оно получило прибыль от реализации в размере 30,98 млн руб. Для сравнения: в 2017-м был зафиксирован убыток от реализации в 4,04 млн руб. Появление прибыли от реализации — обнадеживающий сигнал. Завод не показывал ее как минимум с 2014 года.

С чистой прибылью по итогам прошлого года не сложилось. Из-за расходов на финансовую деятельность чистый убыток компании, как отмечалось выше, увеличился практически в два раза, до 80,35 млн руб. Завод перечислил 51,26 млн руб. процентов по кредитам и займам и зафиксировал убытки в размере 96,3 млн руб. от курсовых разниц.

Продолжился и рост долгосрочных обязательств предприятия по кредитам и займам. Они увеличились на 39,8 %, до 470,66 млн руб.

Необходимо отметить, что ряд крупных машиностроительных предприятий, также показывавших значительные убытки в середине десятилетия, все-таки вернулись к прибыльной работе. Например, МТЗ второй год кряду выплачивает дивиденды. На неделе на заседании наблюдательного совета завода было заявлено, что в I квартале 2019-го чистая прибыль тракторостроителей составила 18,9 млн руб.

Новинки есть. Победа «МАЗ-СПОРТавто» в ралли в Марокко примечательна. Впервые в официальной гонке экипаж лидера команды Сергея Вязовича выступал на новом, капотном гоночном грузовике. Его представили в декабре прошлого года. На презентации представители завода говорили, что в гоночной машине используются в основном те же комплектующие, что и в серийной технике. Как видим, первая же официальная гонка стала для грузовика победной. Впрочем, главным стартом для него будет «Дакар-2020».

В последние несколько лет МАЗ также представил несколько новинок, которые охватывают все направления деятельности предприятия. Теперь в арсенале завода есть и грузовики стандарта «Евро-6», и сочлененные автобусы с задним расположением двигателя, и широкий спектр коммунальной техники. Совместно с китайской Weichai запущено производство двигателей, а также другие проекты с партнерами из КНР. Тем не менее «разогнать» предприятие им пока не удается.

Не все новинки запускаются в серию так быстро, как хотелось бы. Например, машины класса «Евро-6» были представлены еще в 2016 году, однако далеко не все из них уже выпускаются серийно.

Борьба за рынки. На протяжении длительного времени белорусский производитель грузовой техники сильно зависел от российского рынка. Однако в 2014—2015 годах российский рубль ослабел, нефтяные котировки и спрос на инвестиционные товары снизились. Эти процессы затронули российский рынок грузовиков. С 2013 по 2015 год он сжался вдвое, до 50—53 тыс. автомобилей в год, свидетельствуют данные агентства «Автостат» (см. рис.). В 2017-м рынок начал восстанавливаться, однако достиг только 80 тыс. автомобилей в год, что соответствует уровню 2014-го. При этом продажи МАЗа не восстановились: они росли более медленными темпами, чем рынок в целом. Лишь в 2018 году белорусский производитель обогнал его: тогда продажи МАЗа увеличились на 9 %, а рынок — на 2,7 %.

Доля минского завода снизилась с 8,9 до 5,1 %, тогда как КАМАЗ нарастил ее с 28,7 до 31 % (в некоторые годы она достигала 37,8 %). В текущем десятилетии белорусский производитель лишился доступа к большей части государственных закупок и закупок российских госкомпаний, поэтому фактически не стал бенефициаром увеличения государственных расходов в РФ. Кроме того, на его продажах негативно отразились специальные инвестконтракты, которые предоставляли западным сборочным производствам статус российского производителя. В 2017—2018 годах именно мировые бренды увеличили свой сбыт.

В I квартале нынешнего года продажи МАЗа в РФ уменьшились на 4,3 %, до 848 машин, — столько новых регистраций белорусских грузовиков в России зафиксировал «Автостат».

В январе — марте российский рынок грузовиков в целом сократился на 2,1 %, до 17 550 единиц. Вероятно, негативная динамика сохранится на протяжении всего года. Российский рынок не превысит объемов 2018-го. Прогноз темпов роста экономики РФ в текущем году заметно хуже, чем в прошлом.

Если в России МАЗ вынужденно сдал позиции, то в Украине они укрепились. Там в 2017 году белорусский производитель стал лидером рынка. Свою позицию на вершине рейтинга он смог удержать и в 2018-м. По оценкам AUTO-Consulting, в минувшем году украинский рынок увеличился на 21,9 %, до 4684 единиц. Правда, темпы его роста замедлились почти в четыре раза.

Доля МАЗа на рынке Украины составила 18,87 %. За год она снизилась на 1 п. п. Продажи увеличились на 16 %, до 884 автомобилей. Основными конкурентами минского завода в Украине остаются Mercedes (664 машины; 14,18 %) и MAN (444 грузовика; 13,3 %). Удельный вес местного производителя, КрАЗа, — всего 5,53 %. На его счету 259 автомобилей.

В первые два месяца 2019 года украинский рынок начал сужаться. По итогам января — февраля доля МАЗа составила 24,1 %. Белорусский производитель имеет сильные позиции в сегменте машин 8—16 т и свыше 16 т, а также в секторе коммунальной техники.

Данные Белстата свидетельствуют, что экспорт грузовых автомобилей из Беларуси в Украину в январе — феврале 2019 года уменьшился на 53,4 %, до 113 единиц на 13,78 млн долларов. Прирост выручки обеспечили поставки карьерных самосвалов: было экспортировано десять автомобилей на 9,9 млн долларов.

МАЗ стремится диверсифицировать экспорт. Этому способствует и развитие сборочных производств. Правда, пока они не генерируют такого большого спроса, как хотелось бы. По данным Белстата, в первые два месяца 2019 года автомобили не экспортировались во Вьетнам. Не было поставок и в Египет. Зато 41 грузовик (их общая стоимость составила 2,09 млн долларов) отправился в Узбекистан, там тоже есть совместный проект. Впрочем, сезонный рост спроса на грузовую технику наблюдается весной. Статистика за этот период пока не опубликована.

В январе — феврале нынешнего года зафиксирован рост экспорта автобусов из Беларуси: поставки увеличились на 74,8 %, до 194 единиц. В стоимостном выражении они прибавили 42,9 % и достигли 15,76 млн долларов. Экспорт в Россию увеличился на 84,7 %, до 109 машин, в Украину — на 61,2 %, до 79 единиц. Прирост обеспечили автобусы с двигателями внутреннего сгорания.

Так или иначе, МАЗу предстоит серьезная борьба за рынки сбыта. Очевидно, что сегодня традиционные экспортные направления уже не гарантируют былого спроса отчасти из-за экономической ситуации, отчасти из-за протекционистских барьеров.

Другие — с прибылью. Другие представители белорусского тяжелого автопрома чувствуют себя заметно лучше. В 2018 году БЕЛАЗ взял рубеж в миллиард долларов выручки. Она увеличилась на 36,8 %, до 2,122 млрд руб.

Прибыль от реализации возросла на 39,5 % и составила 473,5 млн руб. Чистая прибыль увеличилась на 60,5 %, до 328,47 млн руб. Предприятие более чем в два раза уменьшило задолженность по кредитам и займам. На конец 2018 года она составила 73,6 млн руб.

Основной вклад в рост выручки внес экспорт, в первую очередь машин высокой и сверхвысокой грузоподъемности. В 2018 году завод установил рекорд по объемам выпуска машин грузоподъемностью свыше 90 т. С конвейера сошли 802 самосвала.

Прибыльную работу демонстрирует и МЗКТ. Правда, его показатели несколько ухудшились. По сравнению с 2017 годом в 2018-м выручка сократилась на 13,6 %, до 291,7 млн руб., прибыль от реализации — на 15,2 %, до 63,4 млн руб., чистая прибыль — на 37 %, до 37,6 млн руб.

Tags: 

Подписка на МАЗ
18 апреля 2019
Чистый убыток ОАО «МАЗ» в 2018 году вырос почти в два раза и составил 80,35 млн рублей.
10 апреля 2019
В марте МАЗ стал седьмым на российском рынке грузовиков. Число новых регистраций выросло на 24,3% до 281 грузовика.
11 марта 2019
Количество регистраций новых МАЗов в России в феврале снизилось на 20,5% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года.
26 февраля 2019
МАЗ добился взыскания с должника более 6,8 млн. долларов, правда, из этой суммы погашено только 500 тыс.
18 февраля 2019
Продажи автобусов Минского автомобильного завода в январе 2019 г в России снизился на 28%.
15 октября 2018
По итогам 9 месяцев 2018 года продажи автобусов МАЗ в России выросли на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Страницы