Июль 20, 2017
Надеждa КОВШ

Присоединение к Болонскому процессу подогрело трудовую миграцию в Латвии, но позволило этой стране заработать на обучении студентов из ЕС.

В Беларуси к Болонскому процессу относятся с насторожен­ностью. Некоторые воспринимают включение в общеевропейское образовательное пространство как угрозу: если наши дипломы признают в ЕС, это может вызвать отток молодых специалистов. В Латвии в данном вопросе видят не только минусы, но и плюсы. Один из плюсов — страна смогла заработать на иностранных студентах.

«В Латвии актуальна проблема миграции. Молодежь продолжает уезжать. Причем покидают страну в основном две категории: самые способные молодые люди, лучшие из лучших или те, кто не окончил даже среднюю школу, поскольку в ЕС труд неквалифицированных рабочих оплачивается несравнимо лучше, чем в Латвии», — признал в беседе с корреспондентом «БР» руководитель Национального центра образования Латвийской Республики Гунтарс Катлакс.

Действительно, латвийская экономика ощущает отток трудовых ресурсов, а учреждения образования — абитуриентов. Однако к такому положению вещей страна в целом адаптировалась. Зато тот факт, что Латвия предлагает образовательные услуги довольно высокого качества по ценам ниже среднеевропейских, привлекает зарубежных студентов из других стран ЕС. Например, среди молодежи Германии популярным становится переезд на учебу в Латвию, где можно получить признаваемый в ЕС диплом за относительно небольшие деньги. Сейчас у иностранных студентов наиболее востребованы IT-, медицинские и инженерные специальности.

По словам Гунтарса Катлакса, высокий уровень образовательных услуг удается поддерживать благодаря независимой негосударственной системе по аккредитации учреждений образования. В Латвии довольно просто открыть частную школу или вуз: зачастую учредители видят здесь возможность легкого заработка. Однако через два года нужно пройти аккредитацию, а это уже гораздо сложнее. Если качество образовательных услуг окажется низким, учреждение закроют.

Реформируя сферу профессионально-технического образования, в Латвии исходят из прогнозов, что в ближайшем будущем рынок труда претерпит сильную трансформацию под давлением новых технологий. Обучать или переобучать работников необходимо будет за короткое время. Поэтому в Национальном центре образования Латвийской Республики сделали акцент на обучении на основе модулярных программ. В рамках такого подхода подготовка по любой специальности разбивается на отдельные части — модули. При освоении новой специальности нет необходимости проходить модули, которые изучены ранее. Особенно это актуально для людей старшего возраста, заинтересованных в переобучении.

Учим Среднюю Азию. Белорусская система образования пока вне Болонского процесса, а потому похвастаться наплывом студентов из Европы мы не можем. Согласно бюллетеню Белстата «Образование в Республике Беларусь 2016–2017», среди получивших высшее образование в Беларуси иностранных студентов 52 % составляют выходцы из Туркменистана, доля россиян — 10,5 %, на третьем месте граждане Исламской Республики Иран (5,2 %). В первой десятке также студенты из Китая, Нигерии, Азербайджана, Таджикистана, Казахстана, Ливана и Украины.

Выходцев же из ЕС среди студентов в нашей стране единицы. В статсборнике фигурируют только представители Литвы, однако и их число в белорусских вузах уменьшается. Так, в 2010/11 учебном году был 131 человек (1,4 % от общего количества иностранных студентов), а в 2016/17 году — 98 (0,6 %).

Подписка на Образование в Латвии + Болонский процесс
21 ноября 2017
Присоединение Литвы к Болонскому процессу не привело к оттоку мозгов на Запад. Не стоит бояться единого образовательного пространства и Беларуси, отметил в интервью «БР» преподаватель Виленского университета доктор социальных наук Виктор ДЕНИСЕНКО.
09 октября 2017
Избежать эмиграции молодежи помогут инвестиции в ее обучение за рубежом и академические обмены.