Август 27, 2019

Площади нарасхват

Олег ШЕПЕЛЮК

С конца 2018­го рынок качественной складской недвижимости переживает очередной подъем после экономического спада 2014—2016 годов. Эксперты рассказали «БР» о тенденциях нынешнего года и дали прогноз на ближайшее будущее.

По словам директора ООО «Ай Кью Проперти Групп» Кристины Крупатиной, сегодня на рынке очень трудно найти достойные варианты складов классов А и B. «Спрос существенно превышает предложение. Причина: во время экономического спада многие проекты были приостановлены, и сегодня объекты уже не могут удовлетворить спрос. Новые проекты класса А, запущенные во второй половине 2018 года (а это около 60 тыс. кв. м) уже на стадии строительства контрактуются предварительными договорами продажи и аренды», — отметила руководитель.

Данные объекты будут введены в эксплуатацию лишь в конце 2020 года. Общая площадь строящихся сейчас складов класса А — около 130 тыс. кв. м. Согласно планам, их введут в строй до конца 2022 года.

«Сегодня спрос только крупных розничных и оптовых торговых компаний — резидентов Беларуси достигает 150 тыс. кв. м, и это только зафиксированный отложенный спрос на склады класса А площадью от 5 тыс. кв. м. В него не включены запросы российских операторов. Спрос на склады класса В площадью от 1 тыс. кв. м составляет примерно 30 тыс. кв. м. Предполагается, что до конца 2020 года в эксплуатацию будет введено около 20 тыс. кв. м. таких складов. Речь идет о Минске и Минском районе», — сказала собеседница «БР».

По словам директора ООО «Пра­диус Нова» Антона Поплыко, сегодня растет заинтересованность компаний в аутсорсинге логистических услуг, в частности услуг по хранению и складской обработке. «Ключевыми факторами стали экономический подъем, недостаток вакантных площадей и, соответственно, изменяющееся отношение к логистическим операторам», — заявил эксперт.

Как рассказал Антон Поплыко, по мере увеличения товарооборота компаниям требуются дополнительные складские площади и персонал. Особенно остро такая необходимость проявляется в сезонные пики. «Логистические операторы прекрасно справляются с данной задачей благодаря сбалансированному портфелю клиентов. Это позволяет компаниям не тратить собственные ресурсы на решение непрофильных задач. Гибкие условия сотрудничества являются большим преимуществом по сравнению с собственной логистикой», — считает собеседник.

Резкое превышение спроса над предложением складов класса А стало следствием того, что после экономического спада 2014—2016 годов, когда до 40 % складских помещений были пусты, а ставки упали вдвое, девелоперы утратили интерес к строительству таких объектов. Они переключили свое внимание на класс B, поскольку во время спада тот оказался более жизнеспособным: незанятыми остались лишь 10 % подобных площадей, а ставки по ним снизились максимум на 20 %.

«Из-за этого с конца 2018 года арендные ставки постоянно растут. В ближайшее время арендодатели также начнут пересматривать и повышать их. Причина — острый дефицит качественных площадей. Он будет наблюдаться на рынке вплоть до конца следующего года», — сделала прогноз Кристина Крупатина.

По ее мнению, все проекты будут адаптировать под запросы компаний и строить с утвержденными техзаданиями и после получения предоплаты. Малое количество таких проектов обусловлено нехваткой земельных участков под строительство складских площадей около МКАД, там спрос на такие объекты особенно высок. Посему потребители постепенно привыкают к тому, что логистические центры должны располагаться на некотором расстоянии от кольцевой. Разумеется, первоочередным спросом пользуются объекты, расположенные на расстоянии до 10 км от МКАД.

«Сложившиеся тенденции на рынке складских площадей способствуют росту арендных ставок и цены продажи как готовых, так и строящихся объектов», — резюмировала Кристина Крупатина.

Структура складских площадей, %

Подписка на Все
22 января 2021
Россия выплатила первый транш компенсации Мозырскому НПЗ за грязную нефть.
22 января 2021
Для страны важно ввести в эксплуатацию комплекс замедленного коксования (КЗК) на "Нафтане", потому что через увеличение глубины переработки и выпуска нефтепродуктов мы компенсируем потери от российского налогового маневра.
22 января 2021
Грузия полностью отменит ограничения на международное регулярное авиасообщение с 1 февраля 2021 года.
22 января 2021
Цена биткоина на криптовалютных биржах 21 января упала ниже $30 тыс. впервые с 4 января.
22 января 2021
Теплоснабжение в Московском районе Минска планируют восстановить к четырем часам дня 22 января.
22 января 2021
На пощади Независимости в Минске горел человек. В СК одтвердили, что это был акт самосожжения.

Страницы