Май 10, 2017
заслуженный юрист РБ Валерий ФАДЕЕВ

Контролирующие органы попытаются заблокировать реформу административной ответственности. Взглянуть на проблему по-­новому им мешает мышление, основанное на обвинительных категориях по отношению к бизнесу.

В пакете документов, направленных на стимулирование предпринимательства и вынесенных на общественное обсуждение, есть проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Данный законопроект не менее важен, чем ключевой в этой связке проект декрета «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований к бизнесу».

В свое время мне довелось готовить исследование административной ответственности бизнеса. Проведенный анализ поднял пласт проблем в этой сфере законодательства. В их числе меры ответственности за нарушение формальных процедур при отсутствии вредных последствий либо без оценки их тяжести, хотя, согласно ст. 7.1 КоАП, при наложении административного взыскания должны учитываться характер и размер причиненного ущерба. Отсутствуют единые подходы при установлении санкций за однородные правонарушения.

Фиксация нижних границ штрафов ведет к нарушению принципа соразмерности нанесенному ущербу, поскольку в этом случае более сурово наказываются субъекты, допустившие незначительные правонарушения. Некоторые меры и вовсе касаются фактически невиновных действий субъектов. Во многих случаях административная ответственность предусмотрена за нарушение тех или иных правил и процедур, выполнение которых оказывается затруднительным либо невозможным ввиду предъявляемых требований и нечетких формулировок.

Очевидно превалирование обвинительного уклона при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Право рассматривать данную категорию дел имеют многие органы, при этом компетентность их сотрудников не всегда подтверждается профессиональными сертификатами. В сущности, такие специалисты не несут ответственности за свои неправомерные действия.

Из девяти видов ответственности, предусмотренных КоАП, к бизнесу применяются преимущественно штрафы, на которые приходится около 80 % случаев, а также конфискация. Понятно, что такие меры вряд ли поспособствуют реализации основной задачи КоАП — предупреждать административные правонарушения. Меры ответственности носят скорее фискальный, нежели преду­предительный характер, а их применение приводит к тому, что многие субъекты бизнеса оказываются на грани разорения.

По результатам исследования при Минэкономики была создана специальная рабочая группа, рекомендации которой, стоит признать, в целом учтены при разработке нового законопроекта. Так, исключается несколько статей, предусматривающих административную ответственность, снижены размеры некоторых штрафных санкций, в ряде случаев упраздняется нижний предел санкций, появился довольно четкий критерий малозначительности нарушения, позволяющий освободить от ответственности лицо, которое допустило нарушение.

Во время обсуждения в Национальном центре законодательства и правовых исследований представители бизнес-сообщества в целом одобрили законопроект, хотя и высказали ряд замечаний. Однако, как выяснилось, далеко не все госорганы поддерживают предложенные новации. Есть опасность, что некоторые из них могут быть заблокированы. В этом ярко проявляется обвинительный и фискальный уклон, складывавшийся в мышлении многих чиновников и даже судей на протяжении длительного времени.

Не секрет, что «эффективность» работы контрольных и надзорных органов зачастую оценивается как раз по объемам взысканных штрафов и конфискаций, а не по количеству предупрежденных правонарушений. В такой ситуации крайне важно, чтобы рабочая группа под руководством главы Администрации президента не пошла на поводу у некоторых «контролеров» и отстояла интересы белорусского бизнеса.

Естественно, над КоАП еще нужно серьезно и долго работать, необходима новая концепция кодекса. Представители бизнес-сообщества справедливо обращают внимание на надуманность ряда действующих норм. Поскольку административная ответственность тесно связана с зачастую слишком жесткими нормами и правилами, изменения в КоАП должны сопровождаться общим упрощением условий ведения бизнеса.

 

Мнение опубликовано в №17 газеты "Белорусы и рынок" от 6.05.2017. Оформить подписку

Подписка на Все
22 сентября 2017
За последние пять лет среднестатистические доходы белорусов выросли более чем в пять раз, однако около 70 % жителей страны могут потратить только до 500 руб. в месяц и при этом считают свой уровень благосостояния средним.
22 сентября 2017
Курс доллара на БВФБ снизился
22 сентября 2017
Он обсудил указ «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» с председателем КГК Леонидом Анфимовым
22 сентября 2017
Илья Жуковец, начальник управления коммерции и маркетинга “Куфара” проанализировал зарубежные тренды в сегменте маркетплейса и, основываясь на международном опыте, решил выделить возможные направления развития для белорусских онлайн-проектов.
22 сентября 2017
В этом году площади, занятые им, скоратились на 17%.
22 сентября 2017
Министр иностранных дел выступил в США

Страницы