Апрель 20, 2020

Ольга Рачко: Без команды вы никогда не справитесь с трудным периодом

Беседовал Олег ШЕПЕЛЮК

Как пережить нынешний кризис? Какие шаги должны предпринять топ­менеджеры компаний? Каковы главные качества антикризисного управляющего? Об этом и не только — в разговоре с Ольгой РАЧКО, антикризисным управляющим, заместителем председателя Ассоциации по антикризисному управлению и банкротству.

— Ольга Борисовна, как вы стали антикризисным управляющим? В чем основные отличия в работе менеджера и антикризисного менеджера?

— Откровенно говоря, когда в 1999 году я окончила курсы антикризисных управляющих, у меня было смутное представление об этой сфере деятельности. Специальность была относительно новой для нашей страны и Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» вступил в законную силу только в следующем, 2000 году. До того института банкротства как такового не существовало. Я и мои коллеги были первопроходцами.

Различия между обычным менеджером и антикризисным менеджером заключаются в основном в их организационном статусе. Менеджер — это профессиональный управленец, в основном наемный. Антикризисный управляющий назначается экономическим судом для проведения процедуры экономической несостоятельности. К сожалению, у многих его работа в основном ассоциируется именно с такой ситуацией. Но на самом деле у антикризисного управляющего, как правило, другие цели и задачи.

— Какие?

— Действительно, работать приходится именно с предприятиями, оказавшимися в сложном, критическом положении. Но антикризисный управляющий приходит не для того, чтобы банкротить предприятие, а с целью помочь, исправить ситуацию путем анализа, принятия управленческих решений и разработки плана мероприятий, чтобы опять запустить рабочие процессы.

Одним из главных качеств управляющего является стрессоустойчивость. Когда собственник находится в водовороте неплатежей, непогашенной дебиторской задолженности, под гнетом требований кредиторов и угрозой потери клиентов, а с другой стороны растет недовольство работников из-за задержек или снижения оплаты труда и, естественно, из-за страха потери рабочего места, это качество очень важно. Конечно, стрессоустойчивость ко мне пришла не сразу (улыбается).

— У вас много работы как у антикризисного менеджера? Ее становится больше? Повлияло ли на ее количество то, что вы стали публичным человеком?

— У антикризисного управляющего, как и любого другого специалиста, всегда много работы и ответственности. Со стороны это не для всех очевидно. К сожалению. Сейчас я стараюсь совмещать свою основную деятельность с другими проектами, которые мне очень нравятся. В качестве ментора я принимала участие в телевизионном проекте на ОНТ «Мой бизнес», сейчас у меня есть авторская рубрика «Бизнес-­доктор». Кроме этого, я осуществляю бизнес-консультирование. Недавно меня пригласили на программу Fashion-Call, которую проводит Белорусская палата моды, для менторской поддержки белорусских дизайнерских брендов.

С коллегами менторами мы выбираем бренд и бесплатно оказываем ему консультационную и другую помощь, позволяющую укрепить бизнес. Бывает трудно все успевать, но я люблю то, чем занимаюсь, и делаю это с удовольствием.

— У вас большая команда? Как она формировалась? Часто ли меняются люди?

— Создание настоящей команды, по моему мнению, является приоритетным в бизнесе. Это самый ценный ресурс. Я считаю важным, чтобы команда была инициативной, сплоченной, компетентной, мотивированной. У меня именно такой коллектив, и я горжусь своими сотрудниками. Они со мной много лет.

В каждом бизнесе бывают сложные периоды, мой не исключение. Но с какими бы трудностями мы ни сталкивались, в эти периоды моя команда всегда сплачивается и действует как единое целое.

— Каковы сейчас основные сложности в работе руководителя, чего ему нужно избегать в сложившейся обстановке?

— Сейчас непростое время для каждого из нас. Это касается и бизнеса. Как было, уже не будет. Сегодняшняя ситуация расставит все на свои места и покажет, кто есть кто. Раз мы заговорили о команде, необходимо понять, как должен вести себя руководитель в условиях кризиса. Психологический климат в коллективе во многом зависит от него. Руководитель должен контролировать свои действия и высказывания. Любое необдуманное слово, например о возможном сокращении или увольнении, может вызвать панику. Надо дать понять команде, что вы спокойны, владеете ситуацией и знаете, что делать.

Руководитель должен определиться с планом дальнейших действий, организовать коллектив, давать быстрые, четкие указания конкретно каждому. Тогда команда соберется, успокоится и пойдет за ним. Один в поле не воин.

— Как пережить нынешний кризис? Какие шаги должны предпринять топ-менеджеры компаний?

— Непростая экономическая ситуация, в которой сегодня оказались предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, не должна сеять панику. Если ей поддаться, то руководители компаний непременно начнут совершать управленческие ошибки. Для начала необходимо осознать, что глобальные проблемы есть, и не питать иллюзий, что вашей фирмы они не коснутся, обойдут стороной. Во-вторых, необходимо перестать паниковать, а разработать стратегию в связи с возникшими проблемами, продумать план.

Конечно, у многих своя специфика, но основные моменты, которые не стоит игнорировать, укладываются в следующее.

Первое — реклама. Не хотите потерять место на рынке? Не прекращайте ее. Да, возможно, придется сократить объемы, но вовсе отказываться от рекламы нельзя. Оцените каналы продвижения и вкладывайтесь только в эффективные направления. В сложившейся ситуации более чем уместна онлайн-реклама.

Второе. Не теряете контакта с клиентами. Напоминайте о себе, устраивайте акции, распродажи.

Третье — команда. Как я говорила ранее, это самый ценный ресурс. Без команды вы никогда не справитесь с трудным периодом. По возможности поддерживайте коллектив, предпринимайте все, чтобы сохранить его.

Четвертое — оптимизация расходов. Если вы отправляете сотрудников на удаленку, проведите переговоры с арендодателем по поводу снижения арендных платежей, от ненужных откажитесь. Если он не идет на уступки, на время вовсе откажитесь от аренды офиса или уйдите на каникулы. Тем самым вы сократите расходы на коммунальные платежи, хознужды и прочие. Но это относится к предприятиям, которые могут работать на удаленке. Если она невозможна и необходимости в присутствии работника в офисе нет, договаривайтесь о предоставлении трудового отпуска. В этом случае сохраняется средний заработок. Существует еще социальный отпуск без сохранения заработной платы по договоренности между работником и нанимателем.

Пятое. Если вы планировали ремонт, отложите его. Придется повременить и с командировками, тем более что сейчас лишние передвижения и контакты с большим количеством людей нежелателен.

Шестое. Пересмотрите условия парт­нерства с клиентами. Договаривайтесь на скидки, отсрочки, рассрочки. Если поставщики подняли цены, ищите других. Думаю, сейчас будет довольно большая конкуренция.

Седьмое. Если вид деятельности вашего предприятия позволяет проводить skype-общение, прямые эфиры в инстаграме, вебинары или видеоролики на YouTube, это прекрасная возможность организовать онлайн-обучение и консультации, онлайн-тренировки.

Восьмое — организация доставки. Это касается магазинов, шоу-румов, химчисток, ресторанов, кафе, баров. Сейчас многие на это успешно переключились. Я сама часто заказываю в любимых ресторанах еду с доставкой.

Конечно же, направлений и шагов больше, и их нужно применять к каждой конкретной ситуации, но вышеперечисленные касаются подавляющего большинства компаний.

 

Подписка на Все
04 декабря 2020
При покупке смарт-часов Huawei Watch GT 2e в МТС предоставляется возможность дополнительно приобрести беспроводные наушники Huawei Lite AM61 всего за 10 копеек.
04 декабря 2020
Александр Лукашенко назвал ситуацию с коронавирусом в Беларуси непростой, но контролируемой.
04 декабря 2020
Беларусь использует выделенный в октябре финкредит ЕФСР на $500 млн на финансирование непредвиденных расходов бюджета, связанных последствиями пандемии COVID-19.
04 декабря 2020
В Минских поликлиниках из-за коронавируса приостанавливают оказание плановой медицинской помощи. Соответствующий приказ № 632 издал Комитет по здравоохранению.
04 декабря 2020
Принятие в 2015 году Беларуси в Болонский процесс подразумевало обязательства по обеспечению гарантий академических прав и свобод. После репрессий последних месяцев против студентов и преподавателей, отчислений, назначения новых ректоров можно ли вообще говорить о перспективах страны на Едином пространстве высшего образования?
04 декабря 2020
МАРТ Беларуси постановлением №76 от 23 ноября 2020 года повысил тарифы на услуги стационарной телефонной связи.

Страницы