Декабрь 10, 2019

Обогнать IT­-сектор помешала Польша

Олег ШЕПЕЛЮК

В белорусском экспорте услуг международные грузовые перевозки автомобильным транспортом занимают второе место, уступая лишь IT­сектору.

Об этом на пресс-конференции «Международные автоперевозки. Оказание технической и юридической помощи белорусским международным перевозчикам» сообщила заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Наталья ВЫСОЦКАЯ. По ее словам, оте­чественные грузоперевозчики обеспечивают 98 % поступлений в объеме экспорта услуг автомобильного транспорта, но рост показателей не столь хорош, как в предыдущие годы, несмотря на то, что белорусы использовали более 700 тыс. разрешений.

«За январь – сентябрь текущего года экспорт услуг автомобильного транспорта составил 1 млрд 86 млн долларов и по отношению к аналогичному периоду 2018 года вырос на 4,8 %», – конкретизировал начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергей ДУБИНА. По его словам, объем грузоперевозок вырос на 9 %.

Польский тормоз. Для того чтобы выполнить «планы роста по выручке», Минстранс и БАМАП проводят как двусторонние, так и многосторонние переговоры, на всех возможных площадках, но не всегда результативно. В 2019 году было подписано три международных соглашения о международных автоперевозках (с Молдовой, Китаем и Великобританией), а также принято пять законодательных актов, одна из целей которых – создание благоприятных условий для перевозчиков, рассказал представитель Минтранса. В соответствии с указом, который действовал в этом году, приобретая новую технику, перевозчики могли не платить утилизационный сбор. Кроме того, они освобождались от уплаты НДС. Готовится еще один схожий указ – чтобы подобная практика получила продолжение и в следующем году.

«Проведено 15 двусторонних встреч, по результатам которых получено более 40 тыс. дополнительных дефицитных разрешений, и эта работа будет продолжена», – заверил Сергей Дубина. По его словам, одно из направлений, по которому Минстранс очень активно работает, – отмена разрешительной системы для перевозки грузов всех видов, как двусторонних, так и транзитных, а также грузов из третьих стран. «Ряд государств поддерживают нас, некоторые нет», – отметил он, упомянув, что с той же Украиной такое соглашение подписано, а в ЕАЭС грузы перевозятся без всяких ограничений.

Тем не менее развитие отрасли сдерживается тем, что многие страны не выделяют необходимого количества разрешений. Сегодня, как сообщила Наталья Высоцкая, Беларусь связана обязательствами обмениваться разрешениями с 46 странами. «Из них по 32 странам есть дефицит разрешений как по двустороннему формату, так и по транзиту. Среди них Австрия, Азербайджан, Бельгия, Грузия, Испания, Монголия, Нидерланды, Словакия, Румыния, Турция, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Франция, Эстония. Но основные проблемы в этом году связаны со значительной нехваткой разрешений с Польшей – и двусторонних, и транзитных. Причина: поляки исходят из принципа паритета и выдают белорусам столько разрешений, сколько их (для проезда по нашим дорогам) запрашивают польские фирмы. Сегодня нашим перевозчикам нужно примерно на 20 % больше разрешений, чем выдано», – заявила Наталья Высоцкая.

Проблема стоит остро, так как Польша – наш основной рынок: «Перевозки в/из этой страны занимают первое место по объему. Это 30 % от всех перевозок, выполняемых белорусскими компаниями», – уточнила она.

Сергей Дубина добавил, что белорусская сторона ведет постоянные переговоры с поляками: «Последние состоялись три недели назад. Всего в этом году прошло три заседания смешанных комиссий, в компетенцию которых входит определение количества разрешений. Кроме того, прошла встреча на уровне министров по выделению дополнительных разрешений. Поднимался этот вопрос и на Белорусско-польском транспортном форуме. Посольства поднимали этот вопрос. Но единственное, чего удалось достичь, – договоренности о возможности использования части квот 2020 года, а именно 10 тыс. разрешений, до конца 2019 года».

Поднебесные перспективы. Однако когда закрывается одна дверь, часто есть возможность войти в другую. Минстранс выбрал китайскую: подписано соглашение, которое предоставляет белорусским фирмам право работать в самом Китае, а не только возить грузы в приграничную 60-километровую зону до первого логистического центра. Причем и транзитные грузы тоже. «Мы стали третьей страной, подписавшей такое соглашение с КНР. Ждем соответствующего извещения от китайской стороны о завершении внутригосударственных процедур по вступлению данного соглашения в силу, чтобы начать проработку вопроса о первых перевозках в КНР. Это одно из неосвоенных направлений, и мы рассчитываем, что в будущем оно обеспечит довольно значимый вклад в развитие автомобильного транспорта», – рассказад о перспективах сотрудничества  Сергей Дубина.

Отвечая на вопрос корреспондента «БР» об опасениях, высказываемых хозяевами белорусских фирм в связи с допуском китайцев на наш рынок, он сказал, что не видит проблемы, так как ЕС нам ближе, и нет нужды гнать машину за тысячи километров. «Есть и языковая проблема,  нам проще преодолеть большую часть пути из Европы до Китая: все русскоязычные. А китайский водитель попадает в языковую среду, где его никто не понимает». На предположение корреспондента «БР», что китайские фирмы с легкостью могут нанять русскоязычного водителя, Сергей Дубина ответил собственным вопросом: «А вы не боитесь, что их поляки переманят? Нужно создавать условия, при которых водителям было бы комфортно работать на родине. Если заплатить на 100–200 евро меньше, чем в Польше, то он не поедет вахтовым методом работать по три месяца в Европе».

Когда соглашение вступит в силу – неизвестно, ясно одно: осваивать китайский рынок белорусские перевозчики в ближайшее время не смогут: «Мы соглашение ратифицировали. По информации соответствующих ведомств КНР, у них процедуры ратификации уже либо завершены, либо на завершающей стадии. Ждем официального подтверждения. Но по условиям соглашения оно вступает в силу через 30 дней после получения последнего письменного уведомления о завершении соответствующих процедур. Мы ждем, что это будет либо конец этого года, либо начало следующего», – сказал Сергей Дубина.

Он подтвердил корреспонденту «БР» заинтересованность китайской стороны в скорейшей ратификации документа. Однако у белорусов в этом интерес еще больше, так как сегодня все китайские товары, идущие в Беларусь, проходят растаможку в России. «Они идут сюда как товары Таможенного союза, поэтому мы рассчитываем, что бюджет пополнится и за счет этого тоже. Кроме всего прочего, рассчитываем и на развитие логистической инфраструктуры, чтобы товар из Беларуси в дальнейшем шел в Европу», – пояснил Сергей Дубина.

 

Подписка на Все
25 января 2021
МТС запустил услугу «Родительский контроль ESET», которая поможет обеспечить безопасность детей в интернет­пространстве. С ее помощью можно фильтровать нежелательный контент на смартфонах и планшетах, работающих на базе Android.
25 января 2021
Беларуси через 20-25 лет будет нужна третья АЭС, считает председатель президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков.
25 января 2021
С какими основными проблемами столкнулся бизнес за последнее время и мог ли кризис стать для предпринимателей временем возможностей?
25 января 2021
На совещании с руководством Совмина Александр Лукашенко потребовал введения самых жестких мер за неуплату налогов. С того ли начинает власть, поинтересовались мы у руководителя одного из бизнес-­союзов.
22 января 2021
Россия выплатила первый транш компенсации Мозырскому НПЗ за грязную нефть.
22 января 2021
Для страны важно ввести в эксплуатацию комплекс замедленного коксования (КЗК) на "Нафтане", потому что через увеличение глубины переработки и выпуска нефтепродуктов мы компенсируем потери от российского налогового маневра.

Страницы