Июль 23, 2017
Юлия СЕРГЕЕВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры РИВШ БГУ

Молодежь желает учиться предпринимательству, однако система образования пока не готова дать такие компетенции.

 

Система общего среднего образования нашей страны пробует подстроиться под мировоззрение современной молодежи, а школьники, нырнув в глубины Интернета, вылавливают там понятия, не встречающиеся в привычных школьных учебниках, но актуальные для современного общества.

Очевидна необходимость развития экономического образования школьников, привития им духа предпринимательства. Об актуальности такой задачи свидетельствует появление сразу нескольких программных документов. В их числе директива от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и постановление Совмина от 30.03.2013 № 241, в которых впервые введен раздел «Совершенствование национальной системы образования в сфере предпринимательской деятельности», а также протокол поручений по кадровому обеспечению предпринимательской деятельности от 31.10.2013, принятый по результатам заседания Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность обозначено и мероприятиями Государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2015—2020 годы.

Впрочем, пока обучение экономическим знаниям и предпринимательству вошло в учебные планы белорусских школ только на условиях факультативов. Так, на ресурсе «Национальный образовательный портал» (www.adu.by) можно найти учебную программу факультативных занятий «Основы экономических знаний», рассчитанную на 35 учебных часов на каждый год обучения. на нем размещена и учебная программа факультативных занятий «Основы предпринимательства» для учеников 10—11 классов по предмету «Обществоведение» (по 35 учебных часов на каждый класс).

К новациям следует отнести организацию учебных бизнес-компаний (УБК). В 2016/17 учебном году в Беларуси работало около двухсот таких субъектов. Наибольшую активность и массовость демонстрируют учреждения образования Минской области, там зарегистрированы и успешно работают 137 учебных бизнес-компаний. На базе УБК школьники не только производят продукцию и оказывают услуги, но и учатся применять на практике знания по менедж­менту, маркетингу, стратегическому планированию и другим аспектам предпринимательской деятельности.

Интересный проект реализует Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок». Там в 2016/17 учебном году для учеников 9—11 классов разработаны и проведены уникальные тематические смены «Экономический бум», «К успеху дела», «Своя компания».

Однако, несмотря на успехи, сегодня основной проблемой является, на наш взгляд, отсутствие комплексного подхода к подготовке преподавателей бизнес-курсов для школ. Кроме того, следует констатировать определенную консервативность учреждений образования в воп­росах сотрудничества с предпринимателями, практиками в области бизнеса, а также неподготовленность бизнесменов к педагогической работе с детской и подростковой аудиторией.

Очевидны пробелы в системе подготовки специалистов бизнес-образования для школ. Белорусский государственный педагогический университет (БГПУ) — крупнейший педагогический вуз страны — не готовит специалистов для работы с факультативным курсом по экономике и предпринимательству. Нет специализированных курсов в Институте переподготовки и повышения квалификации БГПУ, а также в учреждениях переподготовки и повышения квалификации педагогических работников системы Минобразования (Академия последипломного образования, Минский городской институт развития образования, Республиканский институт профессионального образования). В итоге сегодня учреждения образования по большому счету не имеют специалистов, готовых квалифицированно проводить факультативы по этому направлению.

Конечно, для обучения молодежному предпринимательству было бы правильным привлекать профессионалов из реального сектора экономики, представителей бизнеса, но многие из них не соответствуют требованиям государственной системы образования в части педагогической подготовки и образования. Отметим и чисто психологический аспект: не всегда у предпринимателей-практиков хватает терпения и знаний для того, чтобы говорить на серьезные темы с неподготовленной молодежной аудиторией.

Зачастую администрация учреждений образования приглашает в классы на внеучебные встречи по профориентации действующих предпринимателей — родителей учеников. Образовательный и воспитательный эффект от таких встреч очень яркий и запоминающийся. К сожалению, подобные встречи проходят нерегулярно и включаются в общий план воспитательной работы класса или школы.

Получается, что государственная система образования пока совершила прорыв только в теоретическом обучении молодежи предпринимательству.

 

Материал опубликован в №27 газеты "Белорусы и рынок" от 22 июля 2017 года. Оформить подписку.

 

Подписка на предпринимательство + образование
19 февраля 2018
Система образования, которая не развивает в ребенке творческие навыки, эмоциональный интеллект и не учит общению, уже устарела. Она требует срочной корректировки, если мы не хотим вырастить аутсайдеров на мировом рынке труда.
14 февраля 2018
С 2010 года количество иностранных студентов в белорусских вузах удвоилось и сейчас превышает 20 тыс. человек. Однако это далеко не предел возможностей экспорта образовательных услуг, считают в Минобразования.
13 февраля 2018
По данным Белстата, в 2017 году количество студентов в стране составило всего 284,3 тыс. человек, или на 35,8 % меньше, чем в 2010-м. В 2017/18 учебном году в высшие учебные заведения зачислено 61,8 тыс. студентов против 100,5 тыс. в 2010/11-м.
20 декабря 2017
Молодые специалисты плохо приживаются на предприятиях пищевой промышленности. Компании отдают предпочтение работникам со стажем, отмечают представители учреждений образования.
02 декабря 2017
Является ли экономическая нестабильность бесспорным благом для юристов и как на практике избежать подводных камней белорусской судебной системы? Об этом «БР» поговорила с юристом и медиатором Мариной СТЕПИНОЙ.
21 ноября 2017
Присоединение Литвы к Болонскому процессу не привело к оттоку мозгов на Запад. Не стоит бояться единого образовательного пространства и Беларуси, отметил в интервью «БР» преподаватель Виленского университета доктор социальных наук Виктор ДЕНИСЕНКО.

Страницы