Ноябрь 25, 2017
Любовь БАХУРЕВИЧ

Деловое сообщество оценивает подписанный президентом декрет № 7 «О развитии предпринимательства» как прогрессивный, но считает, что он больше поможет новым бизнесам, нежели действующим, и призывает продолжить либерализацию.

Президент подписал долгожданный декрет 23 ноября, а 24-го он был опубликован. Разработчикам и в этот раз не удалось обойтись без отсылочных норм, многие положения требуют детализации. Председатель Совета по развитию предпринимательства Александр Турчин уже успел анонсировать скорое появление методических рекомендаций по применению норм декрета, которые станут «настольной книгой и для бизнеса, и для представителей власти».

Добавят и свободы, и ответственности

Приходится признать, что многие предложения бизнес-сообщества нашли свое отражение в этом документе. Например, декрет вводит понятие презумпции добросовестности субъектов хозяйствования и уведомительный принцип открытия бизнеса. Подписанный документ запрещает поднимать ставки и вводить новые налоги до 2020 года. Транспортным компаниям разрешили не оформлять путевые листы, а торговым позволили самостоятельно устанавливать график работы и формировать ассортиментный перечень. В гаражах можно будет открывать СТО. Интернет-магазины получат право перейти на упрощенную систему налогообложения.

Пятью годами декрет ограничивает срок давности по доначислению платежей в бюджет и устанавливает, что субсидиарная ответственность для собственников и руководства обанкротившихся предприятий наступает только в том случае, если банкротство было вызвано «виновными (умышленными) действиями таких лиц». Правда, как и обещал когда-то президент, «мы все разрешим, но за нарушения спросим». В декрете есть пункт, который позволяет наказывать руководителя предприятия штрафом от 10 до 200 базовых величин за «непринятие необходимых мер по надлежащей организации деятельности <…> в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан». Согласно документу, прийти с проверкой и наказать могут представители более чем 70 государственных органов.

Все для начинающих бизнесов

Сам декрет — многостраничный документ. Он включает в себя еще шесть отдельных нормативных актов — требований (санитарных, пожарных, ветеринарных). Поэтому содержание декрета еще долго будет оставаться предметом обсуждения. Пока же эксперты делятся своими первыми впечатлениями и надеждами.

По мнению директора Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского Жанны Тарасевич, декрет будет полезен тем, кто только начинает свое дело. На действующие же бизнесы документ влияет мало.

«Это декрет прогрессивный, и его все ждали, но он не решает все проблемы бизнеса. Документ полезен прежде всего начинающим предпринимателям. Им уже не нужно проводить целый ряд модернизаций и ремонтов, требовавшихся раньше. Они смогут уменьшить свои затраты на организацию бизнеса», — специально для «БР» прокомментировала содержание декрета эксперт.

По ее мнению, очень важно и то, что новое предприятие сможет быстрее начать работу. «Раньше зарегистрировать бизнес и начать свою деятельность — это было совсем не одно и то же. Чтобы начать свою деятельность, например, в общепите, торговле, бытовых услугах и многих других направлениях, нужно было пройти согласование и во многих контролирующих органах получить разрешение на работу. На сегодняшний день принят уведомительный принцип», — констатировала Жанна Тарасевич.

Она отметила, что декретом предусмотрена профилактическая работа контролирующих органов. Теперь в случае несоответствия бизнеса требованиям законодательства хозяйствующий субъект сначала может получить рекомендации или предписания, а также разум­ный срок для устранения проблем. Только по истечении этого срока могут применяться санкции, если нарушения не были устранены.

Кроме того, упраздняется ряд административных барьеров, которые вынуждали субъектов хозяйствования ходить по кабинетам. Например, сейчас юрлицо вправе самостоятельно решить, в какое время работать, — согласование с местными органами власти не понадобится.

Забыли о налогах

«Бизнес, который уже действует, от этого документа ожидал большего», — заявила Жанна Тарасевич. «В исследовании Всемирного банка мы находимся на 38-м месте в мире по условиям ведения бизнеса. Самые низкие позиции у нас по налогообложению (96-е место), по получению кредитов (90-е), по разрешению вопросов неплатежеспособности (66-е)», — напомнила собеседница.

Именно эти направления нужно усовершенствовать и тем самым понизить административные барьеры для действующих предприятий. Необходимо уменьшить налоговую нагрузку, возможно, административные затраты на сертификацию продукции, улучшить доступ к финансовым и имущественным ресурсам, развить фондовый рынок. «Нужен еще один похожий декрет, который все это преду­смотрит», — подчеркнула глава бизнес-объединения.

С ней солидарен и сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. «Положительных моментов в декрете много, однако было бы неправильным надеяться, что одним документом можно изменить ситуацию в стране. Безусловно, он работает на улучшение условий предпринимательства, но жизнь слишком многогранна, чтобы все можно было впихнуть в один документ», — сказал эксперт.

По его словам, не охваченные декретом вопросы деловое сообщество уже направило в виде предложений в Совет министров. В обращении речь идет о налогах, лжепредпринимательстве, модели взаимоотношений бизнеса и власти, совершенствовании конкуренции. «Декрет мы оцениваем очень высоко. Вопрос в том, что декрета мало, чтобы добиться ускоренного развития предпринимательства», — сказал собеседник.

«То, что сейчас предусмотрено Налоговым кодексом, предпринимателей не устраивает. Наши предложения не учтены. Налоги должны браться с реально полученных доходов. У нас же мало того что основной налог берется с отгруженной, а не с реализованной продукции, так еще после введения электронных счетов-фактур мы попали в зависимость от поставщиков, которые могут и не подписать эти документы», — отметил Виктор Маргелов.

«Мы его (декрет. — Прим. «БР») давно ждали. Считаем, что это будет хороший шаг в сторону развития предпринимательства, — сказал председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. — Недостаток декрета в том, что он некомплексный. Он должен сопровождаться реформой некоторых налогов и снижением налоговой нагрузки, ведь она у нас самая высокая в странах ЕАЭС. Если мы оставим ее такой, то останемся неконкурентоспособными и не добьемся серьезного прорыва».

 

Материал опубликован в номере 44 газеты "Белорусы и рынок" от 25 ноября. Оформить подписку

Подписка на декрет + раскрепощение бизнеса + либерализация условий ведения бизнеса + МСП + Лукашенко + декрет О развитии предпринимательства
11 декабря 2017
Он получил название «О развитии цифровой экономики».
11 декабря 2017
Такая сумма предусмотрена в следующем году на поддержку малого и среднего бизнеса.
11 декабря 2017
Указом президента выделены участки под строительство.

Страницы