Январь 31, 2018
Вячеслав МИЦУРА

Таможенный кодекс ЕАЭС расширил преференции уполномоченных экономических операторов (УЭО), а также позволил им пользоваться специальными возможностями на всей территории союза.

В том числе количество типов УЭО увеличено с одного до трех, а доступных для них упрощений (преференций) — с пяти до шестнадцати. Нововведения связаны со вступлением в силу 1 января 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС.

Три сертификата на выбор

Согласно ст. 433 Таможенного кодекса (ТК), получить статус УЭО первого типа смогут юридические лица, которые не менее трех лет осуществляют внешнеэкономическую деятельность, работают в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, владельца склада временного хранения (СВХ) или таможенного склада либо не менее двух лет являются таможенными перевозчиками.

Претенденты, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, за каждый год указанного выше срока должны были оформить не менее десяти деклараций на товары на общую сумму не менее 500 тыс. евро. Для тех, кто оказывает услуги по перевозке товаров, годовой минимум составляет 250 транзитных деклараций, для таможенных представителей — 200 деклараций не менее чем на 500 тыс. евро. Компании — владельцы СВХ и таможенных складов должны осуществлять хранение товаров в течение одного года совокупной стоимостью не менее 500 тыс. евро. В «биографии» компаний-претендентов не должно быть фактов привлечения к административной ответственности, а их собственников — к уголовной.

Базовым условием для получения свидетельства первого типа является предоставление обеспечения на сумму не менее 1 млн евро. Этот порог может быть снижен, если свидетельство УЭО не будет приостанавливаться. На третий год работы порог обеспечения может быть уменьшен до 700 тыс. евро в эквиваленте, на пятый — до 500 тыс., с шестого — до 300 тыс., с седьмого — до 150 тыс.

Чтобы получить свидетельство второго типа УЭО, помимо вышеуказанных требований, претендент должен подтвердить соответствие критериям финансовой устойчивости, определенным ЕЭК или национальным законодательством. Если претендент не соответствует этим критериям, то от него могут потребовать обеспечения в размере не менее 150 тыс. евро. Кроме того, у юрлица на праве собственности, оперативного управления или аренды должны быть площади для временного хранения товаров.

Причем договор аренды должен быть заключен на срок не менее одного года.

Стать УЭО третьего типа смогут субъекты хозяйствования, не менее двух лет обладающие свидетельством оператора первого или второго типа.

Возможности

Обладателям удостоверения УЭО первого типа доступны упрощения, связанные в основном с таможенными операциями. В частности, таможенное декларирование и выпуск товаров таких операторов будут осуществ­ляться в первоочередном порядке. Средствами идентификации будут признаваться пломбы, наложенные операторами на грузовые отсеки транспортных средств.

К товарам, перевозимым УЭО первого типа, нельзя применить процедуру установления маршрута доставки. Кроме того, возможен выпуск товаров до подачи декларации. Операторы не обременены обязанностью предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов при перемещении товаров под процедуру таможенного транзита либо при выпуске до завершения проверки таможенных и других документов.

У операторов второго типа появляются преференции и в вопросах таможенного контроля. Так, им доступны временное хранение товаров на собственной территории, создание на собственной базе зон таможенного контроля, в которых можно проводить процедуры таможенного транзита и выпуска товаров. Эти операторы смогут использовать средства идентификации таможенных органов и проч. По мнению экспертов, второй тип УЭО интересен в большей степени предприятиям-экспортерам, поскольку операции, связанные с хранением товаров и их идентификацией, можно будет проводить на собственных площадях.

Обладатели свидетельств УЭО третьего типа вправе пользоваться всеми доступными упрощениями.

Таможенный кодекс ЕАЭС декларирует возможность использовать специальные упрощения на всей территории союза, однако в условиях сохраняющегося принципа резидентства некоторые ограничения, судя по всему, останутся. В частности, возможность выпускать товары до подачи таможенной декларации может быть ограничена в других странах ЕАЭС.

Впереди партнеров по союзу

Несколько лет назад, после появления в таможенном законодательстве требования к уполномоченным экономическим операторам предоставлять обеспечение, некоторые эксперты сделали тревожные прогнозы относительно того, что ввиду более слабых финансовых возможностей белорусские субъекты хозяйствования окажутся в проигрышном положении по сравнению с российскими и казахстанскими конкурентами. Сейчас можно констатировать, что эти прогнозы не сбылись. Напротив, как свидетельствуют данные Государственного таможенного комитета Беларуси, именно в нашей стране сформировалась самая развитая сеть УЭО — 323 субъекта против 150 в России, 3 в Казахстане, 3 в Кыргызстане и 2 в Армении. На долю УЭО приходится 75 % белорусского экспорта и 40 % импорта в его стоимостном выражении.

Важными факторами успеха УЭО в Беларуси стали выгодное географическое положение страны, довольно качественный сервис и более низкая стоимость услуг таможенной логистики по сравнению с другими странами ЕАЭС.

Вероятно, расширение возможностей операторов подстегнет их развитие, а также упрочит позиции Беларуси как таможенного хаба, способного обрабатывать не только национальные грузы, но и грузы, которые впоследствии будут оборачиваться по всему союзу.

Подписка на Уполномоченные экономические операторы