Март 27, 2017
Ева МАРЦИНКЕВИЧ, юрист

Юрлица смогут учреждать дочерние предприятия при наличии долгов без согласия кредиторов.

Это предусмотрено декретом от 28.02.2017 № 2 (далее — декрет № 2), который внес изменения в декрет от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Основные изменения вступят в силу 3 сентября 2017 года.

Документ расширил пол­номочия регистрирующего органа. Ему предоставлено право защищать техническую и (или) криптографическую информацию, получать, обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц без их письменного согласия и передавать эти данные госорганам и другим организациям, в том числе банкам.

Лицам, права и законные интересы которых нарушены в результате госрегистрации субъекта хозяйствования, внесения изменений или дополнений в учредительные документы, предоставлено право в течение трех лет обжаловать такие действия в суде.

Открытие счета в банке

С 3 сентября 2017 года для открытия текущего (расчетного) счета в банке будет необходимо предоставить только заявление и копию устава или учредительного договора со штампом о проведении госрегистрации (для ИП — копию свидетельства о госрегистрации). Эти документы могут не иметь нотариального засвидетельствования. Прочие документы предоставлять не нужно.

Более того, в своем заявлении на госрегистрацию субъект хозяйствования может попросить регистрирующий орган направить в банк соответствующую информацию, необходимую для открытия банковского счета.

Правда, представители предприятий или ИП все равно должны явиться в банк для свидетельствования подлинности подписей в карточке с образцами подписей и предъявления оттиска печати. Поэтому выводы о том, что произошли революционные изменения и теперь счет в банке можно открыть через регистрирующий орган, не совсем соответствуют действительности.

Точность сведений и ответственность

Согласно действующему законодательству, учредители организаций, руководители, а также ИП несут ответственность за достоверность сведений, которые указаны в предоставленных для регистрации документах. Деятельность субъектов хозяйствования, зарегистрированных на основании заведомо ложных сведений, является незаконной. Их госрегистрация признается недействительной по решению суда, а доходы, полученные от деятельности данных хозяйствующих субъектов, взыскиваются в местные бюджеты.

Сейчас к сведениям, не соответствующим действительности, не относятся только опечатки в словах, пропуски слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и т. п. При этом госрегистрация признается недействительной вне зависимости от тяжести нарушения или возможности восстановления нарушенного права в ином порядке и влечет взыскание в бюджет всего дохода субъекта хозяйствования, полученного за весь период деятельности.

После вступления изменений в силу, прежде чем признать регистрацию недействительной, суд будет учитывать характер нарушений (например, умышленно ли субъект указал недостоверные сведения, нанесло ли это ущерб государственным интересам, гражданам или юрлицам) и иные обстоятельства.

Кроме того, тремя годами ограничен срок, в течение которого можно обратиться в суд с иском о признании госрегистрации недействительной. По мнению экспертов, введение этого срока положительно скажется на гражданско-правовом обороте, так как позволит, например при совершении сделок слияния и поглощения, избежать негативных последствий в случае приобретения субъекта хозяйствования, зарегистрированного более трех лет назад.

Когда могут сказать нет

Третьего сентября изменится перечень оснований, препятствующих учреждению юрлица или регистрации ИП. Юрлица смогут учреждать дочерние хозобщества или предприятия даже при наличии не исполненных в срок обязательств. Сейчас это возможно лишь с согласия всех кредиторов учредителя (участника).

Право на обращение по поводу госрегистрации будет ограничено, если есть неисполненная исполнительная надпись о взыскании с физлица, в том числе с ИП, налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в Фонд социальной защиты населения.

Учредить предприятие не смогут компании и ИП: которые были уличены судом в лжепредпринимательстве либо их бланки строгой отчетности и (или) текущие счета в банках фигурировали при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности; которые не могут объяснить происхождение доходов свыше 5 тыс. базовых величин; от имени которых действуют неуполномоченные лица.

Заметим, многие эксперты-­практики выступают за то, чтобы перечень оснований, препятст­вующих госрегистрации субъектов хозяйствования, был сокращен до одного пункта: установления судом запрета или ограничения на обращение за госрегистрацией.

Ликвидация и самоликвидация

С 3 марта 2017 года регистрирующий орган исключает из Единого государственного регистра субъекты хозяйствования, которых не удавалось ликвидировать из-за отсутствия или невозможности истребования печати (штампа), свидетельства о госрегистрации, не сданных на хранение документов, в том числе по личному составу. Норма распространяется на юрлиц и ИП, решение о ликвидации которых принято до 1 января 2011 года и которые не имеют долгов перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также перед таможенными органами. Ранее такие организации могли завершить ликвидацию, если она началась до 1 февраля 2009 года при условии, что решение о ликвидации принял регистрирующий орган или экономический суд.

В перечень сведений, которые следует указывать в заявлении о ликвидации, включены данные о порядке и сроке заявления требований кредиторами.

С 12 до 24 месяцев увеличи­вается срок, по истечении которого коммерческие организации, не осуществлявшие предпринимательскую деятельность, подлежат ликвидации по решению регистрирующего органа. При этом после 3 сентября 2017 года не удастся сохранить юрлицо, направив в налоговый орган сведения о причинах неосуществления им деятельности.

Аудит вместе с проверкой

Субъект хозяйствования, который до 3 марта 2017 года сам принял решение о ликвидации, имеет право провести аудиторскую проверку правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет вместо налоговой. Как предполагается, аудиторское заключение даст налоговым и таможенным органам, а также «Белгосстраху» возможность без дополнительных проверок контролировать правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты ликвидируемой организацией обязательных платежей в бюджет.

Впрочем, даже после получения аудиторского заключения вышеперечисленные органы вправе провести проверку, что, по мнению экспертов, создает почву для коррупционных злоупотреб­лений. Может получиться так, что после оплаты недешевых аудиторских услуг и получения положительного аудиторского заключения на предприятие все равно придет с проверкой налоговый или другой контролирующий орган. Примечательно, что сроки, в течение которых налоговая инспекция должна рассмотреть аудиторское заключение и отчет, не установлены.

Кроме того, поскольку декретом № 2 не определены дополнительные требования к аудитору и его ответственность, в случае выявленных контролирующим органом ошибок аудитор будет нести, вероятно, не только гражданско-правовую ответственность перед заказчиком услуг, но и уголовную. Могут наступить и другие негативные последствия, например в виде аннулирования квалификационного аттестата аудитора за выдачу (подписание) заведомо ложного аудиторского заключения.

 

Материал подготовлен на основе одноименной статьи, опубликованной №11 газеты "Белорусы и рынок" от 25.03.2017. Оформить подписку.

Подписка на Регистрация и ликвидация бизнеса + декрет №2