Декабрь 07, 2017
Алексей КУТОВЕНКО

Ноутбуки остаются самой массовой разновидностью персонального компьютера. За год белорусы купили более 100 тыс. лэптопов. О состоянии рынка ноутбуков «БР» рассказал менеджер по работе с партнерами компании Lenovo в Беларуси Михаил ВОРОБЬЕВ.

— Как вы оцениваете состояние и динамику рынка ноутбуков в Беларуси?

— Рынок ноутбуков в стране отражает динамику и тенденции мирового рынка, но с некоторым опозданием. Сейчас в сегменте ноутбуков мы видим небольшой рост — примерно на 15 %. Он во многом обусловлен отложенным спросом: в 2012—2014 годах физлица и компании массово обновляли и приобретали инфраструктуру, в частности ноутбуки, которые сегодня морально и физически устарели. Теперь их снова постепенно обновляют и часто покупают более дорогие ноутбуки: за время работы с недорогими устройствами потребители оценили их преимущества и недостатки и готовы инвестировать в более производительные компьютеры, прежде всего с расчетом на будущее.

По прогнозам аналитиков, благодаря финансовой стабильности и улучшению программ кредитования в 2018 году в Беларуси также будет наблюдаться рост продаж ноутбуков. Как ожидается, он составит 10—15 % и будет обусловлен в основном циклом смены устройств.

— Судя по мировой статистике, корпоративный рынок компьютерной техники в целом чувствует себя лучше потребительского. Как обстоят дела в Беларуси? Кто находится в лидерах среди покупателей ноутбуков: розничные потребители или корпоративный сегмент?

— В Беларуси продается больше потребительских ноутбуков, чем корпоративных. В силу спе­цифики решаемых задач вторые находятся, как правило, в более высоком ценовом сегменте, при этом он стабильнее. Согласно прогнозам, в стране будет продано 100—110 тыс. лэптопов в розницу и примерно 20—25 тыс. — для малого и среднего бизнеса.

По нашим наблюдениям, наиболее активно приобретают ноутбуки представители государственного сектора, IT (разработка, программирование) и банков. Так, наш крупнейший проект нынешнего года — 5200 устройств семейства Think — был реализован с банком.

— Как вы оцениваете долю неофициального импорта ноутбуков в Беларусь? Как официальным продавцам конкурировать с серой розницей?

— Есть один вид импорта, при обсуждении которого часто всплывают слова «серый» и «черный», — параллельный импорт. Он не имеет отношения к способу ввоза: так принято называть поставку товара, не предназначенного для продажи на территории данной страны или региона. Попасть на полку он может любым путем. Выпуская технику, компания закладывает в нее определенные параметры, соответствие сертификатам и требованиям законодательства, а также локализацию. Естественно, при параллельном импорте все это нивелируется.

Как правило, параллельный импорт использует черную схему. Отсюда возникает разница в цене, ведь, когда товар пересекает границу по-белому, с него уплачиваются все налоги.

Производители, в частности наша компания, создают такие схемы дистрибуции, когда поставщики работают в условиях, при которых невозможно уклониться от уплаты налогов. Мы помогаем им придерживаться законов. Выигрывает и покупатель, получающий и ноутбук, и все необходимые документы, и гарантийное обслуживание. В случае же приобретения устройств, не предназначенных для страны использования, покупатель рискует остаться один на один с неожиданно возникшей проблемой, ведь гарантийное обслуживание будет доступно в стране покупки.

— Недавно марка ThinkPad отметила 25-летний юбилей. Как вы считаете, долго ли еще будет оставаться актуальным привычный для нас форм-фактор ноутбука?

— Уже много лет форм-фактору ноутбука предрекают смерть, но рынок показывает, что он востребован. Когда 25 лет назад был создан первый ThinkPad, это была революция! С тех пор ноутбуки уменьшались в размерах, изменялись экраны, тем не менее вот уже четверть века пользователи предпочитают не просто форм-фактор, а прежде всего комфорт и эффективность при повседневной работе.

Сегодня универсальные устройства продолжают преображаться. В линейке ThinkPad есть модели Yoga, которые могут складываться на 360 градусов.

Ноутбуки постоянно трансформируются с учетом потребностей пользователей. В ближайшее время лэптопы точно будут жить. Никто не может предсказать, спустя какое время мир поглотит виртуальная реальность, а в человека внедрят чипы.

— Какие главные техни­ческие новинки ждут нас в ноутбуках в следующем году?

— Основная проблема пос­ледних лет — безопасность. Многие сталкиваются с угрозами для своих устройств и уже поняли, что защита должна быть надежной. У одних на кону работа, у других — личное финансовое состояние и персональные данные. Поэтому сейчас данному фактору уделяется много внимания.

В ноутбуки все чаще вне­дряются средства распознавания лица и сканеры отпечатков пальцев. Они делают работу быстрее, безопаснее, эффективнее. Мы видим значительный потенциал в игровых устройствах. Это наиболее активно развивающийся сегмент. В ближайшем будущем он способен поразить.

Кроме того, повышается автономность. Уже сегодня в ноутбуках реализована возможность работать в течение 21 часа, причем это вовсе не предел. Со временем автономность будет только повышаться.

— Сейчас растут цены на компьютерную память, и, судя по всему, данная тенденция сохранится. Мы наблюдали ажиотажный спрос на видеокарты, что также отразилось на ценах. Скажутся ли эти всплески на ценах ноутбуков в следующем сезоне?

— Незначительное подорожание возможно. Оно будет зависеть от того, не понизятся ли цены на другие детали. В совокупности это может привести к тому, что цены останутся на прежнем уровне. Впрочем, не исключаю, что подорожание все же коснется некоторых моделей.n

Подписка на технологии + ноутбуки + рынок ноутбуков
07 декабря 2017
В IT-бизнес вложено 10 млн. долларов.
27 ноября 2017
Технологические компании включаются в культурные проекты.
16 октября 2017
Подготовлен проект указа «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам создания и деятельности субъектов инновационной инфраструктуры».