Июнь 26, 2017
заслуженный юрист РБ Валерий ФАДЕЕВ

Тезис о социальной ответственности бизнеса в последнее время среди предпринимателей (и не только) стал модным. Однако суть этого явления каждый понимает по-­своему.

Однажды мне пришлось поспорить с довольно известным ученым-экономистом из Академии наук, который на полном серьезе утверждал, что главное для бизнеса не извлечение прибыли, а социальная роль, заключающаяся в том, что предприниматели создают рабочие места, платят налоги и тем самым способствуют социально-­экономическому развитию страны.

Я же убежден в том, что любой предприниматель должен иметь своей целью извлечение прибыли, а то, что он создает рабочие места, платит налоги, оказывает спонсорскую помощь и т. п., уже вторично. Логично, что если у него не будет прибыли, то не будет ни рабочих мест, ни налогов, ни других «социальных функций».

Если же исходить из тезиса ученого-экономиста, то можно оправдать постоянные «раздевания» бизнеса, навязывание государством всяческих «повинностей» предпринимателям: построить дорогу, выделить деньги на подготовку районного праздника, выписать ведомственное издание (зачастую мало кому нужное), посадить цветы не только у своего офиса, но и возле райисполкома и т. п. К сожалению, у нас это стало повседневной практикой, равно как и то, что к тем, кто «жертвовать» не желает, может прийти проверка и при нашем «стабильном и прозрачном» законодательстве непременно найти нарушения. Дальше дело техники: могут и прикрыть.

Не так давно наткнулся на одно хорошее определение понятия «социальная ответственность». Это «осуществление определенных мер, направленных на благо общества, выполняемых за счет организации. С их помощью реализуются социально значимые программы для улучшения жизни определенных слоев населения или для работников своей компании. Результаты таких компаний способствуют улучшению имиджа, развитию, повышению прибыли исполнителя, то есть предприятия».

Как видим, в данном случае ключевыми являются слова «выполняемые за счет организации» и «повышение прибыли». То есть если на счету организации ничего нет, она вряд ли что-то будет выполнять. Стало быть, главной целью предприятия остается получение прибыли.

Возникает еще один вопрос: готов ли наш бизнес быть социально ответственным? Как показывает практика, не очень, не всегда и не каждая компания. Вот очень показательный пример. У меня есть хороший знакомый — довольно известный поэт. К сожалению, сегодня поэтам и писателям в нашей стране живется несладко. Несмотря на то что, по мнению Владимира Маяковского, «поэзия — та же добыча радия», творчество не считается работой. Поэтому пенсия маленькая, расходы большие, книги нужно издавать за свой счет, а дальше как пойдет реализация.

Желая помочь, я обратился в бизнес-объединения с просьбой бросить клич по членским предприятиям, чтобы те поддержали поэта. Увы, особого энтузиазма никто не проявил. Да, аргументы субъектов хозяйствования понятны: сложная экономическая ситуация, не хватает оборотных средств, сами еле выживаем… Вот и вся социальная ответственность бизнеса, особенно когда нет прибыли.

 

Мнение опубликовано в №24 газеты "Белорусы и рынок" 24 июня 2017 года. Оформить подписку

Подписка на социальная ответственность бизнеса