Ноябрь 12, 2020

Неожиданные стремления – единение и самоуправление

Олег ШЕПЕЛЮК

Лето и осень 2020­го стали в том числе и временем пробуждения самоуправленческих инициатив белорусов и небывалой волны солидарности. Почему так случилось, почему этого не было раньше, что необходимо изменить в системе местного самоуправления — об этом рассказали эксперты.

Позорно ли молчание?

После событий 9—11 августа ни один депутат (какого бы то ни было уровня) не поддержал даже запросом в правоохранительные органы пострадавших людей своего избирательного округа. На фоне этого и фактического распада правовой системы белорусы стали логично объединяться, чтобы защищать свои права, да и просто помогать ранее незнакомым им людям.

Волонтерское движение у ЦИП на Окрестина и у жодинской тюрьмы задало тон, и в дальнейшем по всей стране люди стали создавать различные сообщества: домовые, дворовые чаты, объединяющие микрорайоны в группы в соцсетях, активно участвовать в уже существующих волонтерских движениях, помогать финансово, перечисляя деньги в различные фонды помощи пострадавшим на протестах, уволенным или уволившимся соотечественникам. Да просто помогать знакомым и незнакомым — привозить воду на демонстрации, расставляя бутылки вдоль проспектов и улиц, угощать пирогами, пиццей и кофе людей в цепях солидарности.

Белорусский промоутер, организатор музыкальных фестивалей, экс-директор группы J:МОРС Руслан СТАРИКОВСКИЙ прекрасно выразил в своем стихотворении, что и как изменилось в сознании миллионов:

Мы не знали друг друга до этого лета,

Мы считали друг друга — тихоня и трус.

Не всегда даже помнили имя соседа.

Белорус белорусу, увы, белорус...

Мы искали везде, мы искали повсюду

Хоть какой­нибудь повод сказать всем:       
                                              «Горжусь!»,

Но квартира, кредиты, белье и посуда…

Белорус белорусу опять белорус...

Мы терпенье вводили себе внутривенно,

Внутримышечно — страх, эгоизм по блютус,

Иногда, правда, спрашивали у вселенной:

Белорус белорусу еще белорус?

Вдруг нагрянул двадцатый вне зоны
                                                комфорта:

Год ковида, год Крысы — проклятый союз,

Но спасает правитель лишь службу эскорта,

Белорус белорусу теперь Белорус!

И мы встретили осень другими, иными,

Ощутили свободы и нации вкус.

И теперь мы гордимся, теперь мы едины,

Беларус Беларусу заўжды Беларус!

Отодвинуть смерть

Можно ли в связи со всем вышеперечисленным говорить о рождении гражданского общества в стране? Этот вопрос мы задали координатору инициативы «Экоград» Виктору ЯНЧУРЕВИЧУ.

«Да, в последнее время белорусы очень сильно удивляют тех, кто считал их «памяркоўнымi», верил в навязанные властью выгодные ей стереотипы. Помощь не только на Окрестина и в Жодино, взрыв солидарности на всех протестных акциях — люди открывают подъезды, спасая мирных протестующих, пароли от wi-fi пишут на балконах, таксист вовсе увез парня, убегавшего от гопников в спортивных костюмах с дубинками, как в боевике. Все это не может не вдохновлять. Но для некоторых эта солидарность была шокирующей», — рассказал Виктор.

Он уверен, что желание и возможность помогать, взаимовыручка, взаимопомощь были присущи белорусам всегда, но годами они не стремились эти чувства проявлять, видимо надеясь, что большинство проблем решит власть.

«Но весенняя волна эпидемии показала, что власть не готова к современным вызовам, и белорусам пришлось включаться в защиту своих прав, здоровья, интересов. Власть вовсе отрицала саму проблему или не хотела осознавать масштаб бедствия, призывая не верить всему миру, убеждавшему в обратном. Но белорусский народ начал самостоятельно решать свои проблемы. Люди стали объединяться, создавать инициативы», — пояснил природу развития процесса и становления гражданского общества Виктор Янчуревич.

По его словам, это стало драйвером в стремительном прогрессе гражданского общества страны и во время выборной кампании достигло своего пика (как казалось тогда). «Но мы живем в такое интересное время, что уже спустя месяц стало ясно, что это были лишь «цветочки», — подчеркнул он.

Не только финансово безоружна

«Ягодками», если говорить о самоуправлении и объединении, стала кампания по отзыву депутатов Палаты представителей. После ее начала стало ясно, что государство сделало все, чтобы лишить избирателей возможности даже отзывать депутатов, не выполняющих, по их мнению, свои функции. Тем не менее есть округа, которые упорно стараются преодолеть все препоны, маниакально воздвигаемые властью.

Это народное движение показало, что систему самоуправления необходимо кардинально реформировать. Но для того чтобы понять, что необходимо менять, нужно разобраться, что из себя представляет система как минимум местного самоуправления в Беларуси. За консультацией мы обратились к Мирославу КОБАСЕ, председателю правления «Фонда имени Льва Сапеги», организации, многие годы занимающейся проектами на местном уровне и развитием системы самоуправления и гражданского общества в стране.

«В Беларуси трехуровневая система самоуправления и состоит она из местных Советов и органов территориального общественного самоуправления (ОТОСов). Советов у нас 1309 (по состоянию на 2018 год, когда проходили последние выборы), а ОТОСов — 32 227 (на июнь 2018-го), это огромная армия», — считает Мирослав.

Почему же эта «армия» не воюет за улучшение среды проживания? не решает насущные проблемы жителей? Ответ прост: она не только представляет собой большей частью «потешные вой­ска», рекрутированные чиновниками, но и финансово безоружна. И не только она!

«В консолидированном бюджете за 2019 год 49 % — деньги, прошедшие через местные бюджеты. Это огромные средства! Если принять эти суммы за 100 % и проследить их распределение по уровням, то окажется, что на уровне области потрачено 49 %, на уровне района — 50 %, а на уровне сельсовета — 1 %, то есть на уровне, наиболее близком к народу, который по определению лучше знает, куда нужно направить средства, денег практически нет!» — оперирует цифрами Мирослав Кобаса.

Когда высказываться, если не сейчас?

При этом эксперт подчеркнул, что даже при наличии средств в существующей системе управления местные Советы ничего решать не могут: «Они лишь утверждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении. А деньгами распоряжается исполком. У Советов нет даже своих расчетных счетов. Сейчас Советы, которые подотчетны и ответственны перед гражданами, очень слабые. От существующей системы местного самоуправления трудно ожидать эффективной реализации таких основополагающих принципов, как защита прав и законных интересов граждан, законность, социальная справедливость и т. д.».

Почему так? Ведь, утверждая местный бюджет (или программу развития), местный Совет мог бы реально представлять интересы граждан, работать над этим. Если вдумываться, можно решить многие местные проблемы

«Нужно развивать местное самоуправление. Нашей власти должно быть стыдно, что за три десятилетия существования независимой Беларуси она так и не предложила обществу хотя бы концептуальной идеи создания в стране реального местного самоуправления.

Эксперты, говоря о причинах политического кризиса, отмечают ненадлежащее отношение со стороны власти к защите граждан от COVID-19 и о фальсификации итогов президентских выборов. Я считаю, что одним из факторов политического кризиса является отсутствие в стране реального местного самоуправления. На местах граждане годами сталкиваются с равнодушным отношением со стороны властей к местным проблемам, с низким качеством социальных услуг, с отсутствием надлежащей инфраструктуры в сфере здравоохранения, культуры, отдыха. При принятии решений мнение граждан часто игнорируется, общегосударственные интересы превалируют над интересами местного сообщества граждан. Да и само понятие «местное сообщество граждан (грамада, община) подменили понятием «административно-территориальная единица». Недовольство накапливалось…

Законодательство о формах участия граждан в решении вопросов республиканского и местного значения устарело и не предоставляет гражданам реальных возможностей высказывать свое мнение и оказывать влияние на принятие решений. Необходимо его обновление», — резюмировал Мирослав Кобаса.

Очевидно, что гражданская активность белорусов дала понять власти, что необходимо идти на диалог с гражданами, искать варианты взаимодействия, которого сейчас нет. Что же делать?

«Такая ситуация рано или поздно приведет к ступору системы, и если люди хотят еще остаться при этой власти, то иного выхода, кроме диалога, у них нет. Необходимо искать любые возможности для вовлечения граждан в местное самоуправление и принятие решений по развитию страны в целом. Нужно искать компромиссы, и одним из вариантов начала диалога могли бы стать внеочередные выборы местных Советов», — считает Виктор Янчуревич

Подписка на Все
26 января 2021
Генеральным директором ОАО "Гродно Азот" назначен бывший вице-премьер Беларуси Игорь Ляшенко.
26 января 2021
Александр Лукашенко назначил нового государственного секретаря Совета безопасности Беларуси и председателя КГК .
26 января 2021
В 4-м квартале 2020 года пользователи из Беларуси сделали почти 6,5 млрд поисковых запросов на AliExpress – то есть без малого по 700 запросов в пересчете на каждого жителя страны. Что они искали наиболее активно?
26 января 2021
Белорусское общество уже не то, говорят политологи. В стране не останется предпринимателей, бьют тревогу экономисты. Как на самом деле бизнес воспринимает текущую экономическую ситуацию? И действительно ли за последний год изменилось белорусское общество?
26 января 2021
Шестой месяц в Беларуси продолжаются акции протеста. Незарегистрированный в стране правозащитный центр «Весна» сообщает о более чем 26 тысячах задержанных граждан. На этом фоне в белорусском обществе возник новый феномен: люди стали объединяться дворами и районами и проводить совместные акции.
26 января 2021
С 1 февраля 2021 года В Беларуси увеличиваются размеры пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

Страницы