Ноябрь 21, 2017
Яна ЛЕШКОВИЧ

Присоединение Литвы к Болонскому процессу не привело к оттоку мозгов на Запад. Не стоит бояться единого образовательного пространства и Беларуси, отметил в интервью «БР» преподаватель Виленского университета доктор социальных наук Виктор Денисенко.

— Виктор Анатольевич, официальные лица Беларуси усилили критику Болонского процесса и приостановили присоединение к нему. Действительно ли интеграция в единое образовательное пространство несет какие-то угрозы? О чем говорит опыт Литвы?

— Основной плюс Болонской системы в том, что по всем своим формальным признакам она понятна везде — и в Европе, и в остальных регионах мира. В Англии или Германии не нужно объяснять, кто такой бакалавр, магистр или доктор наук. Все академические степени унифицированы, и фактически по форме в Литве получают то же образование, что и в других странах Болонского процесса.

Слышать о каких-то минусах общеевропейской образовательной системы, честно говоря, не приходилось. Если посмотреть на карту Болонского процесса, это действительно обширная унифицированная система. Как таковая она не несет в себе каких-либо минусов для стран. Нынешние недочеты высшего образования в Литве, на мой взгляд, не связаны с Болонской системой.

Противники образовательной интеграции аргументируют свою позицию опасениями по поводу оттока студентов и молодых специалистов в страны ЕС. Да, в Литве проблема миграции стоит особенно остро: за последние 25 лет, в период независимости, страна потеряла 23 % жителей, или 850 тыс. человек. Однако эти цифры не связаны с Болонским процессом.

У нас студенты и абитуриенты едут учиться в другие европейские страны, так как Литва — член ЕС. По программам обмена студенты уезжают обычно на полгода, но потом возвращаются. На мой взгляд, это положительная практика, поскольку многие студенты могут увидеть, как проходит обучение в других европейских университетах. В Литве никто не опасается программ обмена как чего-то, что способствует оттоку мозгов.

— Власти Литвы объявили о намерении провести масштабную реформу системы высшего образования. В чем причины?

— Действительно, правительство приняло решение реформировать систему высшего образования. Разговоры о необходимости решительных действий начались лет 10—15 назад. Было немало споров о том, что надо сделать. Эксперты и политики были солидарны в одном: в стране слишком много вузов, как университетов, так и неуниверситетских видов высшего образования — коллегий.

Минувшим летом парламент Литвы утвердил план оптимизации сети государственных университетов. Согласно документу, в стране останется менее половины из действующих сейчас 14 высших учебных заведений. Сейм постановил, что в Вильнюсе и Каунасе может находиться по одному классическому университету с широким охватом исследований, а также профильные институции. В Клайпеде и Шяуляе предлагается сохранить отвечающие потребностям регионов центры университетской науки. Они станут подразделениями других учреждений образования.

В свое время в Литве на 3 млн человек приходилось около 50 учебных заведений. Столь широкое предложение стало причиной обесценивания высшего образования. Чтобы его получить, человек должен обладать определенными способностями, но при таком выборе разного рода коллегий и университетов в вузы не поступал разве что ленивый. В итоге высшее образование приняло массовый характер, но совершенно обесценилось: какая разница, окончил ты престижный университет или второсортную коллегию.

Кроме того, реформа продиктована не очень хорошим положением литовских вузов на мировой арене: только Вильнюсский университет входит в 500 лучших университетов планеты, причем он располагается ближе к концу списка. Цель реформы — уменьшить количество вузов, соединить и усилить их, сделать более конкурентоспособными не только в Литве, но и в мире.

— Каково ваше мнение по поводу целесообразности присоединения Бела­руси к Болонскому про­цессу?

— Советую Беларуси приложить усилия, чтобы стать частью Болонского процесса. На мой взгляд, это пошло бы только на пользу стране. Все-таки мы говорим об основном европейском процессе унификации образования. Ситуация может сложиться таким образом, что все уйдут вперед, а Беларусь со своей старой системой, не особо понятной за рубежом, останется в стороне.

Например, в Европе очень трудно объяснить, кто такой кандидат наук. На Западе есть магистр, есть доктор наук. Куда вписать кандидата с его диссертацией? Это проблема. Если Беларусь хочет эффективно взаимодействовать с миром в области высшего образования, то, думаю, ей не стоит бояться Болонского процесса. Если бы это была плохая система, от нее давно отказались бы.

Подписка на образование + высшее образование + Виленский университет + Болонский процесс
10 апреля 2018
Он будет создан путем объединения двух институтов, входящих в университет.
21 марта 2018
Набор на эти специальности в ВУЗы сократится.
21 марта 2018
Сейчас обязательным является базовое.
06 марта 2018
Новые цены начали действовать первого марта.
27 февраля 2018
Ранее ее увеличил БГУИР
19 февраля 2018
Система образования, которая не развивает в ребенке творческие навыки, эмоциональный интеллект и не учит общению, уже устарела. Она требует срочной корректировки, если мы не хотим вырастить аутсайдеров на мировом рынке труда.

Страницы