Февраль 11, 2019

Назад от Болонского процесса

Олег ШЕПЕЛЮК

Изменения, происходящие в системе высшего образования Беларуси, не приближают ее к стандартам Болонского процесса. Отечественная высшая школа так и не смогла интегрироваться в единое образовательное пространство Европы.

Такой вывод можно сделать на основании комплексного исследования отечественной образовательной политики «Белая книга 2018. Европейские перспективы белорусского высшего образования», результаты которого эксперты Общественного Болонского комитета представили 5 февраля в Минске.

Беларусь присоединилась к Болонскому процессу в 2015 году, однако необходимые для реального присоединения реформы так и не провела. Более того, над двухступенчатой системой высшего образования, которая была реализована в качестве эксперимента, и вовсе нависла угроза полного сворачивания.

«Я категорически запрещаю подобным образом строить систему образования. У нас есть нормальная система образования: человек окончил вуз, получил высшее образование — иди и работай. Я не против магистратуры, но туда должны идти самые способные и желающие дальше получать образование, заниматься наукой и преподаванием. И у нас такая традиция с советских времен, а может, еще и досоветских», — заявил на прошлой неделе во время обсуждения с профильными чиновниками перспектив национальной системы образования Александр Лукашенко.

 «Реформами мы никогда не занимались в образовании и заниматься не будем. Мы должны совершенствовать то, что имеем сегодня, и то, что получили вчера. Ломать ничего нельзя», — предупредил президент.

Показательно, что в ходе обсуждения тема имплементации Болонского процесса даже не поднималась.

Эксперты Общественного Болонского комитета признают, что и болонские реформы автоматически не ведут к решению всех проблем в системе образования, однако опыт говорит о том, что там, где они проводились комплексно и последовательно, положительный эффект и в плане качества, и в плане инклюзивности высшего образования все же был достигнут.

«Корочки» теряют популярность. Болонский процесс был ответом на кризис европейского университетского образования, настигший Старый Свет в конце 80-х годов, когда стало ясно, что массовость высшего образования и прежние подходы к обучению совместить невозможно, напомнил на презентации исследования Владимир Дунаев, кандидат философских наук, профессор, один из создателей и первый проректор Европейского гуманитарного университета. Тогда система высшего образования была разделена на этапы, что способствовало снятию остроты проблемы.

По словам Владимира Дунаева, Беларусь не выполнила дорожную карту присоединения к Болонскому процессу даже формально, а отечественная высшая школа не смогла интегрироваться в единое образовательное пространство Европы. Там высшее образование разделено на четыре этапа. Процентное соотношение студентов таково: 16,8 % получает образование на первой ступени, 58,3 % — на второй (бакалавриат), 21,7 % — на третьей (магистратура) и 3 % — на четвертой. В Беларуси, где среднее специальное образование приравнивается к первой европейской ступени, градация такова: 25 % — первая ступень, 71,8 % — вторая, 1,75 % — магистратура и 0,97 % — аспирантура.

Наша страна, считает спикер, уже пропустила не только этот этап, но и следующий. «Болонский процесс был ответом на вызов ХХ века. Сегодня другие вызовы, в том числе перед нами, стоят. Качество образования — на первом месте», — подчеркнул Владимир Дунаев.

«Многие говорят о том, что в вузы белорусы идут «за корочкой», <…> но работодателям сегодня ваш диплом не интересен! Им все равно, есть он у вас или нет. Это в бюрократизированной Беларуси его потребуют в отделе кадров. Мир изменился: компетенции гораздо важнее, чем наличие диплома. Мы теряем время и превращаем белорусское высшее образование по сути в бесполезную вещь, все больше отстаем от лидеров, — заявил эксперт и добавил: — Нужные компетенции можно с успехом приобрести значительно быстрее и эффективнее вне системы формального образования. И это вызов для университетов во всем мире».

Белорусская система образования потеряла уже двадцать лет, считает Владимир Дунаев. «До сих пор не можем даже вернуться к тому, что в начале века существовало. Того же независимого агентства по контролю качества сегодня нет», — заметил эксперт.

Белорусские дипломы не могут быть признаны за рубежом в том числе из-за формальной причины — отсутствия приложения к нему на английском языке. «В 2010 году было принято решение, что с 2011-го будут выдаваться приложения к диплому по требованию Болонского процесса на одном из распространенных европейских языков, но не русском. Где это приложение к диплому?» — задал отнюдь не риторический вопрос Владимир Дунаев.

Сальдо отрицательное. В свое время согласие ввести Болонскую систему было следствием желания властей привлечь побольше иностранных студентов, считает Павел Терешкович, кандидат исторических наук, профессор, экс-председатель Сената Европейского гуманитарного университета. По его словам, определенных результатов в этой области достичь все же удалось: с 2010 по 2017 год количество иностранных студентов в Беларуси увеличилось на 58 %. «На фоне роста ВВП выглядит хорошо, если не знать статистику. В Литве их за то же время стало больше на 170 %, в Грузии — на 300 %», — добавил профессор.

По его данным, национальная структура иностранных студентов меняется. В последние несколько лет в Беларуси стало меньше студентов из России и Туркменистана, больше — из стран Африки и Ближнего Востока.

Как и в торговом балансе страны, в образовании тоже важно сальдо. Так вот, «импорт образовательных услуг», то есть отъезд белорусов на учебу за рубеж, значительно превышает экспорт. К нам приехали 15 тыс. иностранных студентов, а учиться в другие государства отправились 25 тыс. белорусов.

«Сальдо резко отрицательное. Причем в последние годы вектор сменился с российского (за семь лет стало меньше в два раза) на европейский, в первую очередь в Польшу. <…> Почему это сальдо так важно? Если страна привлекательна для иностранных студентов, это значит, что там дают достойное образование. Если больше студентов уезжает, чем въезжает, то так сказать нельзя», — констатировал Владимир Дунаев.

Подписка на Болонский процесс
21 июня 2018
Беларуси дали возможность сделать работу над ошибками и стать участницей Болонского процесса, однако вероятность этого эксперты оценивают весьма низко.
21 ноября 2017
Присоединение Литвы к Болонскому процессу не привело к оттоку мозгов на Запад. Не стоит бояться единого образовательного пространства и Беларуси, отметил в интервью «БР» преподаватель Виленского университета доктор социальных наук Виктор ДЕНИСЕНКО.
09 октября 2017
Избежать эмиграции молодежи помогут инвестиции в ее обучение за рубежом и академические обмены.
20 июля 2017
Присоединение к Болонскому процессу подогрело трудовую миграцию в Латвии, но позволило этой стране заработать на обучении студентов из ЕС.