Март 18, 2017
Александра ВОТКОВИЧ

Проверок становится меньше, однако денег бюджету они приносят больше, сообщил на прошедшей 16 марта пресс-­конференции замминистра по налогам и сборам Владимир Муквич. 

Публикация подготовлена на основе одноименной статьи из №10 (1240) газеты "Белорусы и рынок", вышедшего 18.03.2017. Оформить подписку

По словам замминистра, за восемь лет результативность проверок увеличилась с 78 до 98 %. Владимир Муквич объяснил это не тем, что налоговики стараются любой ценой найти повод, чтобы наказать субъектов хозяйствования, а тем, что они тщательнее выбирают объекты для проверки и приходят только к таким субъектам хозяйствования, у которых точно есть нарушения.

В прошлом году налоговики проверили всего 3,6 % налогоплательщиков, однако в результате доперечисления налогов денег в казну поступило больше, чем годом раньше, когда было проверено 4,4 % состоящих на налоговом учете.

Наиболее типичные нарушения: непредставление или несвоевременное представление налоговых деклараций, уплата налогов не в полном объеме, необоснованное предъявление требований по поводу возврата НДС из бюджета.

Почти половину средств, доначисленных в бюджет, при­несли камеральные проверки (проводятся без выезда нало­говых инспекторов к платель­щикам).

Традиционно самую высокую эффективность имеет любимая налоговиками контрольная закупка — 99,9 %.

Много усилий и министерство, и налогоплательщики потратили на внедрение электронных счетов-фактур по НДС. Например, некоторые компании были вынуждены расширить штат бухгалтеров. Зато налоговики результатом удовлетворены: от возврата из казны удалось уберечь свыше 80 млн руб.

Кроме того, в прошлом году представители МНС боролись с нарушениями при приеме наличных, проверяли хранение и транспортировку товаров, препятствовали предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и выявляли нелегальную подакцизную продукцию. Кстати, в 2016 году в налоговых доходах госбюджета доля акцизов снизилась. Они ушли на более скромные позиции в большинстве регионов страны, в которых в течение многих лет занимали место в тройке лидеров среди налоговых поступлений.

Стабильно пополняет госбюджет игорный бизнес. Интересно, что количество субъектов хозяйствования, осуществляющих такую деятельность, уменьшается, а доля налога на игорный бизнес в налоговых поступлениях остается неизменной — 0,2 %, с удовлетворением констатировала начальник главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС Лариса Шибко. Это, может, и немного, но, по словам представителя министерства, сопоставимо с поступлениями единого налога, уплачиваемого ИП (доля в структуре налоговых поступлений в бюджет — 0,4 %), а ведь их свыше 88 тыс.

Вряд ли порадует налогоплательщиков предполагаемое введение механизма прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС. Пока речь идет только о ввозимых на территорию ЕАЭС товарах, но, как показывает практика, в данном отношении Беларусь идет впереди планеты всей. Например, мы первыми ввели маркировку меховых изделий специальными метками, хотя именно у нас самые большие запасы шуб на складах. Теперь, по словам Ларисы Шибко, обсуждается расширение перечня товаров, которые в рамках ЕАЭС нужно будет маркировать специальными метками. Разумеется, такие метки компаниям придется покупать.

Есть и приятные для бизнеса новости. Планируется сократить период, который будет охватываться налоговой проверкой. О том, что подготовлен проект указа, предусматривающий такую меру, сообщил начальник главного управления организации контрольной деятельности МНС Николай Потеев. Сейчас проверять организации можно хоть с момента их регистрации, ИП — с начала осуществления предпринимательской деятельности. Согласно проекту указа, проверки будут охватывать последние пять лет деятельности субъектов хозяйствования. Это избавит предприятия как минимум от необходимости хранить огромное количество бухгалтерских документов.