Май 23, 2017
Марина БОРОВКО, заместитель председателя Ассоциации Европейского Бизнеса, кандидат экономических наук

Маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками из инструмента контроля превратилась в инструмент налогообложения, который отягощает себестоимость белорусских товаров и подрывает их конкурентоспособность.

 

На протяжении нескольких лет Ассоциация европейского бизнеса пытается донести до госорганов проблему снижения конкурентоспособности безалкогольной продукции из-за применения маркировки.

Рядовой покупатель часто не задумывается, что это за наклейка на бутылке и зачем она нужна. Оказывается, наклейка должна защищать потребителей от поддельной продукции.

В 2004 году, когда создавалась система регулирования рынка безалкогольной продукции, введение контрольных (идентификационных) знаков (КиЗ) представлялось вполне обоснованной мерой защиты и производителей, и потребителей. Перед контрафактной продукцией появился эффективный барьер: ее ввоз на белорусский рынок уменьшился в несколько раз. Соответственно, добросовестные представители безалкогольной отрасли почувствовали себя защищенными.

Теперь, спустя более чем десять лет, рынки безалкогольной продукции в нашей стране выглядят хорошо сформированными и эффективно функционируют. Маркировка утратила свою «оберегающую» функцию и сменила ее на фискальную. Об этом свидетельствуют существенное удорожание КиЗ в 2014 году и диверсификация стоимости контрольных знаков для разных видов товаров: сейчас она варьируется от 5 до 50 копеек.

Маркировка расценивается производителями безалкогольной продукции как барьер для дальнейшего развития отрасли. Затраты на оклейку бутылок контрольными знаками можно было бы исключить, а вырученные средства перераспределить в пользу расширения производства и создания новых рабочих мест.

Пока же расходы на маркировку приводят не только к удорожанию конечной продукции, но и к снижению на 5 % эффективности работы производственных линий, дополнительным логистическим издержкам экспортеров в связи с необходимостью перенастройки оборудования при выпуске продукции для внутреннего рынка и на экспорт. Приходится тратить средства на администрирование, хранение и выдачу контрольных знаков. К тому же компании вынуждены нести расходы на ввоз и обслуживание специального оборудования, предназначенного для нанесения маркировки.

Как отмечают представители предприятий, затраты на закупку контрольных знаков ненамного меньше расходов на приобретение сырья и в несколько раз превышают затраты на маркетинг. С финансовой точки зрения обременительно и то, что субъекты хозяйствования вынуждены приобретать контрольные знаки по предоплате.

Применение маркировки ослабляет позиции отечественных производителей по сравнению с конкурентами из других стран ЕАЭС. Плохо стыкуются КиЗ и с правилами Всемирной торговой организации, в которую стремится вступить наша страна. В ВТО такие инструменты рассматривают как своего рода внутренний нетарифный барьер, ставящий национальных и мировых производителей в неравные условия на рынке.

Подписка на налоги + газировка + акцизы + контрольные знаки
06 августа 2018
Новый Налоговый кодекс принес неприятные сюрпризы на финальном этапе согласования.
02 августа 2018
Ставки налогов в 2019 году предлагается проиндексировать на прогнозный индекс инфляции.
31 июля 2018
Особый порядок уплаты НДС для индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары на оптовых рынках стран ЕАЭС, может появиться в Беларуси.
27 июля 2018
В 2019 году ставки акцизов на автомобильное топливо в Беларуси предлагается снизить на 25%. Соответствующие поправки внесены в Налоговый кодекс.
23 июля 2018
Речь идет о доходах полученных от размещения белорусских ценных бумаг.
07 июля 2018
Проект нового Налогового кодекса, работа над которым практически завершена, не вобрал серьезных изменений для действующей системы. Настоящую реформу обещают провести лишь через три года.

Страницы