Налог на газировку
Маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками из инструмента контроля превратилась в инструмент налогообложения, который отягощает себестоимость белорусских товаров и подрывает их конкурентоспособность.
На протяжении нескольких лет Ассоциация европейского бизнеса пытается донести до госорганов проблему снижения конкурентоспособности безалкогольной продукции из-за применения маркировки.
Рядовой покупатель часто не задумывается, что это за наклейка на бутылке и зачем она нужна. Оказывается, наклейка должна защищать потребителей от поддельной продукции.
В 2004 году, когда создавалась система регулирования рынка безалкогольной продукции, введение контрольных (идентификационных) знаков (КиЗ) представлялось вполне обоснованной мерой защиты и производителей, и потребителей. Перед контрафактной продукцией появился эффективный барьер: ее ввоз на белорусский рынок уменьшился в несколько раз. Соответственно, добросовестные представители безалкогольной отрасли почувствовали себя защищенными.
Теперь, спустя более чем десять лет, рынки безалкогольной продукции в нашей стране выглядят хорошо сформированными и эффективно функционируют. Маркировка утратила свою «оберегающую» функцию и сменила ее на фискальную. Об этом свидетельствуют существенное удорожание КиЗ в 2014 году и диверсификация стоимости контрольных знаков для разных видов товаров: сейчас она варьируется от 5 до 50 копеек.
Маркировка расценивается производителями безалкогольной продукции как барьер для дальнейшего развития отрасли. Затраты на оклейку бутылок контрольными знаками можно было бы исключить, а вырученные средства перераспределить в пользу расширения производства и создания новых рабочих мест.
Пока же расходы на маркировку приводят не только к удорожанию конечной продукции, но и к снижению на 5 % эффективности работы производственных линий, дополнительным логистическим издержкам экспортеров в связи с необходимостью перенастройки оборудования при выпуске продукции для внутреннего рынка и на экспорт. Приходится тратить средства на администрирование, хранение и выдачу контрольных знаков. К тому же компании вынуждены нести расходы на ввоз и обслуживание специального оборудования, предназначенного для нанесения маркировки.
Как отмечают представители предприятий, затраты на закупку контрольных знаков ненамного меньше расходов на приобретение сырья и в несколько раз превышают затраты на маркетинг. С финансовой точки зрения обременительно и то, что субъекты хозяйствования вынуждены приобретать контрольные знаки по предоплате.
Применение маркировки ослабляет позиции отечественных производителей по сравнению с конкурентами из других стран ЕАЭС. Плохо стыкуются КиЗ и с правилами Всемирной торговой организации, в которую стремится вступить наша страна. В ВТО такие инструменты рассматривают как своего рода внутренний нетарифный барьер, ставящий национальных и мировых производителей в неравные условия на рынке.

Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »