Ноябрь 21, 2017
Юрий БЕСПАЛОВ, бизнес­консультант Ассоциации кадровиков

К середине XXI века экономика будет держаться на людях, которым присущи быстрая обучаемость, адаптивность и универсальность. Такие будут способны к эффективной самозанятости.

Время сжалось

Еще в XX веке на новый технологический уклад переходили на протяжении нескольких поколений, а сейчас достаточно смены одного. До середины века осталось чуть более 30 лет, то есть как раз сменится одно поколение, а следовательно, можно ожидать перехода на новый технологический уровень.

Тридцать лет назад мобильные телефоны могли позволить себе только богатые люди. Сейчас у каждого школьника есть смартфон — практически компьютер в кармане. По экспертным оценкам, в ближайшие десятилетия роботы во многом заменят людей. Поэтому наравне с промышленно-­технологическими задачами обществу придется решать огромное количество вопросов социального характера. Это значит, что понадобятся представители так называемых гуманитарных и социальных профессий, для которых характерны высокий уровень самостоятельности, автономности и самоорганизации. Данные качества способны обеспечить эффективную самозанятость в обществе.

Руководит не только директор

Перечисленные качества будут востребованы и на предприятиях нового типа. Уже сегодня многие бизнесмены обращаются к идее децентрализованной, или «бирюзовой» организации предприятий согласно «спиральной динамике» Грейвза. Такая организация возможна только при высокой психологической зрелости каждого работника, осознании им ответственности за принятые на себя обязательства, самодисциплине, коммуникабельности и профессиональной компетентности, выходящей за рамки освоенной специальности. Всеми этими качествами может обладать только действительно зрелый человек.

Организации, имеющие четкую иерархическую структуру, уже сейчас испытывают дефицит думающих и ответственных сотрудников, особенно управленческого звена. Заметьте, мы не затрагивали компетенции, связанные с профессиональной специализацией.

Универсализм вкупе с обучаемостью должны помочь кадрам повысить компетенции, а при необходимости и поменять специальность. Кстати, на ум приходит недавнее заявление главы Сбербанка России Германа Грефа о том, что в будущем такое количество программистов, как сейчас, не потребуется. Одной из причин сокращения пока прогрессирующего сектора может стать переход на технологию, когда искусственный интеллект сам сможет создавать необходимые программы. Впрочем, если с вычислительными задачами искусственный интеллект должен справиться, то изобретательские функции еще долго останутся под силу только человеку. Очевидно, что новаторские и творческие способности станут ключевыми требованиями к работникам.

Готовим кадры со школьной скамьи

С учетом ожидаемой трансформации рынка труда ведущая роль в образовательном процессе будет отведена общеобразовательной школе. Опираясь на родительское воспитание, она поможет раскрыть познавательно-творческий потенциал каждого ученика и поспособствует формированию нравственного фундамента для дальнейшего развития.

В этой связи позволю проявить некоторое беспокойство. Если проанализировать идеи модернизации образования в соответствии, например, с форсайт-проектом «Детство-2030», то возникает множество вопросов относительно того, что же на самом деле заботит реформаторов в вопросах детского развития.

С другой стороны, средства массовой информации, призванные выполнять просветительскую функцию в обществе, не способствуют формированию установок и качеств, о которых мы говорили выше. Скорее, наоборот, многие СМИ тормозят и удерживают общество на подростковом уровне психологического развития независимо от фактического возраста отдельно взятого человека. Поэтому и многие общественно-политические, а также производственно-­технические воп­росы решаются по-детски: либо откладываются на потом, либо отрабатываются необдуманно, с коротким горизонтом прогноза.

Впрочем, не хотелось бы абсолютизировать проблемы. Есть у нас и зрелые умы, благодаря которым медленно, но верно мы движемся в нужном направлении.

Подписка на образование + занятость
21 ноября 2017
Присоединение Литвы к Болонскому процессу не привело к оттоку мозгов на Запад. Не стоит бояться единого образовательного пространства и Беларуси, отметил в интервью «БР» преподаватель Виленского университета доктор социальных наук Виктор ДЕНИСЕНКО.
03 ноября 2017
Об этом на KEF-2017 сообщил председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорь Марзалюк
09 октября 2017
Избежать эмиграции молодежи помогут инвестиции в ее обучение за рубежом и академические обмены.
19 сентября 2017
Новые технологии упрощают обучение и контроль за ним. Тем не менее важно учитывать и тренд демократического образования.
28 августа 2017
Изучение рынка бизнес-­образования, и в частности анализ итогов приемной кампании вузов, позволяет говорить о дальнейшем обострении конкуренции на рынке экономического и бизнес­-образования (в сегменте высшего образования).

Страницы