Октябрь 09, 2017
аналитик Либерального клуба Вадим МОЖЕЙКО

Избежать эмиграции молодежи помогут инвестиции в ее обучение за рубежом и академические обмены.

В современном глобальном мире высшее образование тоже становится глобальным: белорусская молодежь все чаще уезжает на учебу за границу, а наши вузы пытаются привлечь студентов со всего мира. В принципе, обе тенденции совершенно здоровые и действительно могут быть полезны стране. Молодые профессионалы, отучившиеся в лучших западных университетах, являются ценнейшим ресурсом для обновления государства и общества, а приток в страну студентов из-за рубежа не только позволяет учебным заведениям заработать валюту, но и придает динамику городской жизни, укрепляет дух мультикультурализма и в конечном счете способствует межнациональному взаимопониманию.

Об интернационализации высшего образования говорили эксперты на круглом столе, который мы организовали в Либеральном клубе. Впрочем, сегодня эта тема волнует и государство: Минобразования ждет от вузов активного рекрутинга абитуриентов за границей.

Что касается обучения нашей молодежи в иностранных университетах, то сегодня в державных головах доминируют, скорее, опасения по поводу утечки мозгов. Думаю, все понимают, что пытаться остановить молодежь в ее естественном стремлении познавать новое, путешествовать по миру, знакомиться с жизнью и культурой других народов — гиблое дело, особенно в условиях глобализации и открытых границ. Поэтому в первую очередь следует озаботиться тем, как вернуть молодых людей на родину, чтобы полученные ими знания пригодились Беларуси.

Например, многие развивающиеся государства готовы оплачивать учебу своей талантливой молодежи в престижных вузах. Разумеется, при условии последующего возвращения на родину. Наверняка такие программы будут пользоваться спросом и в Беларуси. Впрочем, пока на них нет ни финансов, ни решимости.

Как член Болонского процесса, Беларусь могла бы вовлекать студентов в программы академических обменов, налаживать научное сотрудничество. Однако без доступа к финансовым ресурсам ЕС и полноценного, массового участия в программе Erasmus+ все это остается уделом паритетных двусторонних программ с партнерскими университетами в Европе. Данный ресурс ограничен естественным образом: белорусское образование не так интересно и не так нужно европейским вузам, как нам — европейское. Без инвестиций университетские обмены будут идти ни шатко ни валко. А что может быть более важным со стратегической точки зрения инвестиционным приоритетом, чем знания поколения, которое будет определять завтрашний день на рынке труда?

 

Материал опубликован в номере 37 газеты "Белорусы и рынок" от 7 октября 2017 года. Оформить подписку.

 

Подписка на высшее образование + образование + Болонский процесс
19 февраля 2018
Система образования, которая не развивает в ребенке творческие навыки, эмоциональный интеллект и не учит общению, уже устарела. Она требует срочной корректировки, если мы не хотим вырастить аутсайдеров на мировом рынке труда.
14 февраля 2018
С 2010 года количество иностранных студентов в белорусских вузах удвоилось и сейчас превышает 20 тыс. человек. Однако это далеко не предел возможностей экспорта образовательных услуг, считают в Минобразования.
13 февраля 2018
По данным Белстата, в 2017 году количество студентов в стране составило всего 284,3 тыс. человек, или на 35,8 % меньше, чем в 2010-м. В 2017/18 учебном году в высшие учебные заведения зачислено 61,8 тыс. студентов против 100,5 тыс. в 2010/11-м.
12 февраля 2018
Экспериментальный проект на основе модели «Предпринимательский университет» реализуется в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ожидается, что выпускники таких университетов будут искать не первое рабочее место, а первых сотрудников для компаний, которые создадут.
20 декабря 2017
Молодые специалисты плохо приживаются на предприятиях пищевой промышленности. Компании отдают предпочтение работникам со стажем, отмечают представители учреждений образования.
21 ноября 2017
Присоединение Литвы к Болонскому процессу не привело к оттоку мозгов на Запад. Не стоит бояться единого образовательного пространства и Беларуси, отметил в интервью «БР» преподаватель Виленского университета доктор социальных наук Виктор ДЕНИСЕНКО.

Страницы