Июль 16, 2018
Александр ВИНЧЕВСКИЙ, директор ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны»

Дорога через Ольманские болота нарушит уникальную экосреду, но не принесет никаких экономических дивидендов.

Строительство дороги на Ольманских болотах — это большая экологическая и экономическая ошибка, последствия которой мы будем ощущать еще очень долго. Конечно, это большой заказник, и одной дорогой его не уничтожить, однако частично мы можем его потерять. К тому же, согласно планам, там будут построены еще две дороги.

Новую дорогу протяженностью 14 км частично ведут по старой, кое-где спрямляя ту по болотной целине. Есть все основания полагать, что гораздо разумнее, дешевле и проще было бы обновить старую дорогу. Да, то, что происходит сейчас, узаконено, но, думаю, этого не случилось бы, если бы экологическая экспертиза серьезнее отнеслась к оценке воздействия строящейся дороги на окру­жающую среду. Дело в том, что Ольманы ценны прежде всего своими уникальными природными экосистемами, а не древесиной, которую будут добывать и перевозить по новой дороге. Бизнес-проекты в этих местах могли бы быть более рентабельными и при этом не угрожать экологии.

Да и трудно ждать отдачи от дороги, построенной за миллион долларов на болотах. Она никогда не окупится, это просто потерянные деньги.

Даже странно, что государство и чиновники, которые должны контролировать эффективность расходования бюджетных средств, так относятся к своим обязанностям. Поражают и специалисты Полесского аграрно-экологического института, которые даже сделали вывод, что дорога через болота будет лучше с точки зрения экологии и дешевле, чем окружная. Очень странная позиция.

Раньше лесные службы во всеуслышание говорили о том, что у них одни расходы и лесхоз не может быть рентабельным. Отсюда вывод: вместо того чтобы строить дорогу, нужно думать, как привлечь международные инвестиции, как создать национальный парк или заповедник, каким образом сохранить эту территорию, потому что она имеет глобальное значение.

Ольманские болота — одно из немногих мест в Европе, подходящих для обитания большого подорлика. Например, только на сохранение этой птицы вполне можно было бы найти инвестиции.

Экологические последствия проявятся в том, что нарушится гидрорежим болот. Чтобы сох­ранить его по обе стороны дороги, необходимо проложить много труб, ведь дорога — это фактически дамба. По нашим данным, строители закладывают мало труб. Как следствие, одна сторона будет подсушена, поэтому вероятность пожаров там возрастет. Люди будут чаще туда ездить, что также может привести к увеличению случаев возгораний и пожаров. К тому же могут участиться случаи браконьерства. Разумеется, все это нарушит привычный образ жизни видов животных (например, змееяда, бородатой неясыти, большого подорлика), которые как раз и спрятались от людей на Ольманских болотах.

Строители и лесники говорили, что старую дорогу можно отремонтировать, но кто-то настоял на строительстве новой. Сработало пресловутое «необходимо освоить средства», выделенные госпрограммой. Разумеется, этот миллион долларов можно было бы использовать куда более рационально.

Если бы реконструировали старую дорогу, то никто бы и вопросов не поднимал. Теперь же неясно, как новая дорога, шесть километров которой будут проложены по болоту, отреагирует на дожди и таяние снега. Да и строительство обойдется намного дороже, ведь нужны огромные объемы песка: создается «подушка» толщиной в двадцать метров вместо пяти.

В итоге дорога так и не станет рентабельной, ведь ее нужно будет поддерживать в рабочем состоянии и периодически обновлять. Собственно говоря, дорогу строят не для того, чтобы она стала рентабельной, а для того, чтобы «освоить» выделенные средства и заработать на вывозе древесины.

Подписка на болота + экология
16 августа 2018
С середины 2019 года при проведении госзакупок будет учитываться фактор экологичности производства.
02 августа 2018
Население Земли 1 августа исчерпало все возобновляемые за год ресурсы планеты на 2018 год.
22 мая 2018
Ввести систему отчетности для отработанных масел, законодательно запретить сжигать их и экономически стимулировать повторное вовлечение в оборот предлагают экологи и предприятия-­переработчики
09 апреля 2018
Слишком высоки инвестиционные риски и экологические угрозы этого проекта.
24 марта 2018
В районе АЭС создается сеть пунктов наблюдения за радиационным состоянием окружающей среды
30 января 2018
Жители деревень под Брестом продолжают сбор подписей против строительства аккумуляторного завода. По словам активистов, под обращением стоит уже более 15 тыс. подписей.

Страницы