Июль 29, 2017
Надежда КОВШ

Популярность магистерских программ растет не только среди выпускников вузов, но и среди опытных специалистов и даже руководителей и владельцев бизнеса.

 

В прошлом году в магистратуру поступили 7654 человека. Это более чем в два раза превышает показатель 2010 года.

По европейским стандартам. Магистратура — это второй уровень высшего образования. Первый, базовый уровень — бакалавриат. Раньше магистратура особой ценности действительно не имела и рассматривалась только как промежуточная ступень на пути в аспирантуру. Значение магистратуры усилило вхождение Беларуси в Европейское пространство высшего образования (так называемый Болонский процесс).

Постепенно меняется отно­шение к магистратуре и у ра­ботодателей, и у самих будущих магистрантов. Модификация общегосударственного классификатора специальностей и квалификаций и единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, скорее всего, учтет зарубежный опыт, в соответствии с которым должность руководящего работника требует наличия магистерской степени.

Бакалавриат обеспечивает общие знания и навыки, которые затем углубляются по специализации магистерских программ. Растет интерес бизнес-структур не к академической, а к практико-ориентированной магистратуре, которая позволяет сформировать у специалиста аналитическое мышление и организационно-­управленческие компетенции.

Качественное отличие магистра — способность к самостоятельной управленческой работе: анализу, систематизации, моделированию, принятию решений, а также готовность создавать и внедрять новые идеи, позволяющие решать задачи управленческой и инновационной дея­тельности.

Магистратура — это развитие карьеры, шанс углубить свои компетенции. Это и новая ценность на рынке труда. Если специалистов, имеющих высшее образование, у нас довольно много, то специалистов с дипломом магистра пока не хватает. Ученая степень «магистр» совсем недавно пришла к нам из Европы и Америки, там высокое звание Master of… ценится весьма высоко.

Приход на белорусский рынок зарубежных компаний увеличил потребность в магистрах на рынке труда. При приеме на работу наниматели также все чаще обращают внимание на наличие диплома магистра у соискателя.

По оценкам специалистов рынка труда Европы, сотрудник со степенью магистра зарабатывает на 30 % больше. По данным Financial Times, 89,9 % выпускников магистратуры имеют преимущество на рынке труда в США.

Популярность магистратуры объясняется возможностью улучшить карьерное и финансовое положение и выпускника университета, и опытного специалиста, и руководителя, которому не хватает системных знаний для эффективного управления бизнесом.

Не ограничиться вузом. Наличие диплома магистра само по себе не является гарантией окончательного успеха, однако, безусловно, открывает куда большие возможности для трудоустройства и дальнейшего карьерного роста. В большинстве случаев магистры начинают свою профессиональную деятельность с более высоких позиций, чем специалисты, прошедшие первую ступень высшего образования.

С другой стороны, в условиях напряженности на рынке труда бакалавры полагают целесообразным поступить в магистратуру и за время кризиса сделать дополнительные инвестиции в свой человеческий капитал. Выпускники магистратуры видят разницу между своими знаниями до и после. Они уверены в себе, осознают свои возможности и, естественно, претендуют только на хорошие должности и высокие зарплаты.

Повысить компетентность. В связи с быстрыми изменениями, вызванными новыми технологиями и глобализацией рыночных отношений, знания устаревают значительно быстрее, чем раньше. Сегодня обучение на протяжении всей жизни не просто модная концепция, а новая реальность, осознаваемая многими специалистами и руководителями. Обучение в магистратуре позволяет пополнить резервуар знаний, причем сделать это системно, и получить весомое подтверждение достигнутого уровня — диплом магистра.

Для хорошего специалиста, который всегда будет востребован на рынке труда, важно сочетание фундаментальной подготовки и актуальных инструментальных знаний и навыков. Именно это и включает в себя подготовка по магистерским программам: фундаментальное образование и дисциплины практической направленности.

На магистерских программах работают, как правило, преподаватели с практическим опытом в бизнесе. Обучающийся имеет возможность выбрать тему диссертации, которая будет наиболее полезна для его профессиональной деятельности, а все практические задания и проекты выполняются на основе реальных данных, что дает возможность использовать их результаты в работе компании или предприятия. При этом более 90 % магистрантов учатся без отрыва от производства.

Получить новую профессию. Магистратура предполагает возможность сменить сферу деятельности: можно получить степень бакалавра по одной специальности, а затем пройти подготовку в магистратуре уже по другому образовательному направлению.

При поступлении в магистратуру люди все чаще стали менять и вуз, и специальность. Это происходит по разным причинам: разочарование в полученной специальности или желание повысить свою ценность на рынке труда после получения дополнительной смежной специальности. Например, магистратуру по бизнес-специальностям выбирают те, чье образование не предполагало подготовку по управленческим и экономическим дисциплинам.

Срок обучения в магистратуре короче, чем при получении второго высшего образования, и составляет от полутора до двух лет.

Успешное окончание магистратуры дает возможность поступить в аспирантуру или на программу PhD в Европе и США.

 

Учеба оправдала ожидания

Диана ЛЕБЕДЕВА, 25 лет, юрисконсульт, руководитель собственного бизнеса

Окончила магистратуру Института бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета по специальности «технологии управления персоналом».

— Ко времени поступления в магистратуру я несколько лет работала юрис­консультом в крупной энергетической компании, а также занималась собственным бизнесом — организацией и проведением праздников. Решила продолжить учебу, так как мне нравится получать новые знания. Хотелось как можно больше узнать обо всем, что связано с выбранной специальностью, да и продлить атмосферу студенческой жизни. Однако главное, что мне было нужно, — это навыки для построения эффективной команды в собственном проекте.

На работе поступление в магистратуру не афишировала: специальность, по которой я работала, и специальность в магистратуре разные, точек соприкосновения было мало. Правда, полученные знания все равно оказались полезными: расширение кругозора и границ собственных компетенций всегда позитивно влияет на все сферы жизни, даже не касаясь их напрямую. Зато во время построения собственного проекта приобретенные знания очень пригодились!

Отдельного упоминания заслуживает пре­подавательский состав магистратуры: «вкусная» подача теории, максимум практики, использо­вание огромного количества интерактивных методик обучения, невероятная энергетика и любовь к своему предмету. Мне, как человеку, который к моменту поступления в магистратуру уже имел опыт обучения в двух вузах Беларуси, уж поверьте, есть с чем сравнить.

После окончания магистратуры эффективность работы над собственным проектом увеличилась в разы. Плюс мне самой предложили стать преподавателем в ИБМТ БГУ.

В целом ожидания от обучения в магистратуре однозначно оправдались. Здесь преподаватели, администрация и студенты — союзники и партнеры, а именно это является питательной средой для эффективного взращивания профессионалов новой формации и служит отличным катализатором для создания той самой творческой атмосферы.

Подписка на образование + БГУ
28 августа 2017
Изучение рынка бизнес-­образования, и в частности анализ итогов приемной кампании вузов, позволяет говорить о дальнейшем обострении конкуренции на рынке экономического и бизнес­-образования (в сегменте высшего образования).
24 августа 2017
Президент считает, что в школе не хватает дисциплины и дресс-кода
24 августа 2017
Президент Беларуси потребовал, чтобы учителя не жаловались на низкую зарплату в следующем году.
24 августа 2017
Такая норма может появиться в контрактаx
23 августа 2017
Президент будет участвовать в пленарном заседании Республиканского педагогического совета.

Страницы