Март 26, 2017
академический директор Центра экономических исследований BEROC Катерина БОРНУКОВА

Цели декрета № 3 размыты, а содержание противоречит законодательству и потребностям общества. Улучшить документ косметическими правками едва ли удастся.

Уже внесенные и готовящиеся изменения в декрет № 3, а также приостановление отдельных его норм — это пауза, которую власти взяли на размышления о том, каким образом переформатировать документ, чтобы, с одной стороны, его не отменять, а с другой — он не вызывал столь негативную реакцию в обществе.

Скажем прямо, декрет не нужен вовсе, потому что непонятны его задачи, которые к тому же постоянно изменяются. Изначально говорилось, что документ принят в целях борьбы с уклонением от налогообложения. Теперь говорят, что это воспитательный декрет, который должен приучать людей к труду. Однако нормы документа в нынешнем формате оскорбительны, особенно в отношении граждан, которые пытаются найти работу и не могут этого сделать.

Очевидно, что многие из тех, кто уплатил налог, работали за рубежом и уплачивали налог там. Почему они должны еще раз делать это в Беларуси? Например, в паспортах работавших в России белорусов нет штампов, свидетельствующих о том, что они покидали родину, и теперь такие граждане не могут доказать, что не находились на территории нашей страны. А ведь у нас с РФ подписано соглашение об избежании двойного налогообложения, и этот декрет его нарушает.

Если государство намеревалось бороться с незаконными доходами, то можно было использовать отдельный инструментарий, например законодательство о нелегальном предпринимательстве и уклонении от уплаты налогов. Для борьбы с теневыми доходами не нужен декрет о «тунеядцах». Ну а чтобы люди захотели трудиться, как правило, достаточно платить им за работу.

Идея с общественными работами — это не только неправильно, но даже антиконституционно. Было бы странно ожидать, что человек с высшим образованием согласится выполнять такие работы.

Не менее странным является и запрет на увольнение работников без согласия исполкомов. Он может привести к накоплению избыточной занятости и в нынешних экономических условиях стать серьезным препятствием для реформирования государственного сектора. Такой запрет нарушает все рыночные принципы и приводит к значительной неэффективности.

Остается надеяться, что это решение не формализовано, а потому не будет выполняться. В противном случае людям станет еще труднее найти работу: никто не захочет брать сотрудников, которых невозможно уволить.

Правильнее всего, конечно же, вовсе отменить декрет, но это едва ли возможно — по политическим причинам. Будем надеяться на то, что документ изменят таким образом, чтобы он действительно бил по тем, кто занимается, например, нелегальным предпринимательством. Правда, все равно неясно, как это сделать с помощью одного документа, — противодействовать теневому бизнесу должна система мер.

Выходом из сложной ситуации станут «спуск» декрета на тормозах и прекращение выставления неработающим белорусам счета на уплату налога. Иначе общество не примет документ ни в каком виде.

Подписка на Борнукова. BEROC + декрет + тунеядцы
14 августа 2017
Такой целевой показатель поставила перед Мингорисполкомом глава Администрации президента Наталья Кочанова.
11 августа 2017
Лукашенко хочет заставить работать всех
03 августа 2017
Президент хочет заставить работать 300 тыс. человек
10 июля 2017
Вернуть его могут те, кто уплатил, но 2017 году устроился на работу.
07 июля 2017
Он возвращается тем, кто устроился на работу.
07 июля 2017
Концепция декрета предусматривает акцент на трудоустройстве граждан.

Страницы