Март 26, 2017
академический директор Центра экономических исследований BEROC Катерина БОРНУКОВА

Цели декрета № 3 размыты, а содержание противоречит законодательству и потребностям общества. Улучшить документ косметическими правками едва ли удастся.

Уже внесенные и готовящиеся изменения в декрет № 3, а также приостановление отдельных его норм — это пауза, которую власти взяли на размышления о том, каким образом переформатировать документ, чтобы, с одной стороны, его не отменять, а с другой — он не вызывал столь негативную реакцию в обществе.

Скажем прямо, декрет не нужен вовсе, потому что непонятны его задачи, которые к тому же постоянно изменяются. Изначально говорилось, что документ принят в целях борьбы с уклонением от налогообложения. Теперь говорят, что это воспитательный декрет, который должен приучать людей к труду. Однако нормы документа в нынешнем формате оскорбительны, особенно в отношении граждан, которые пытаются найти работу и не могут этого сделать.

Очевидно, что многие из тех, кто уплатил налог, работали за рубежом и уплачивали налог там. Почему они должны еще раз делать это в Беларуси? Например, в паспортах работавших в России белорусов нет штампов, свидетельствующих о том, что они покидали родину, и теперь такие граждане не могут доказать, что не находились на территории нашей страны. А ведь у нас с РФ подписано соглашение об избежании двойного налогообложения, и этот декрет его нарушает.

Если государство намеревалось бороться с незаконными доходами, то можно было использовать отдельный инструментарий, например законодательство о нелегальном предпринимательстве и уклонении от уплаты налогов. Для борьбы с теневыми доходами не нужен декрет о «тунеядцах». Ну а чтобы люди захотели трудиться, как правило, достаточно платить им за работу.

Идея с общественными работами — это не только неправильно, но даже антиконституционно. Было бы странно ожидать, что человек с высшим образованием согласится выполнять такие работы.

Не менее странным является и запрет на увольнение работников без согласия исполкомов. Он может привести к накоплению избыточной занятости и в нынешних экономических условиях стать серьезным препятствием для реформирования государственного сектора. Такой запрет нарушает все рыночные принципы и приводит к значительной неэффективности.

Остается надеяться, что это решение не формализовано, а потому не будет выполняться. В противном случае людям станет еще труднее найти работу: никто не захочет брать сотрудников, которых невозможно уволить.

Правильнее всего, конечно же, вовсе отменить декрет, но это едва ли возможно — по политическим причинам. Будем надеяться на то, что документ изменят таким образом, чтобы он действительно бил по тем, кто занимается, например, нелегальным предпринимательством. Правда, все равно неясно, как это сделать с помощью одного документа, — противодействовать теневому бизнесу должна система мер.

Выходом из сложной ситуации станут «спуск» декрета на тормозах и прекращение выставления неработающим белорусам счета на уплату налога. Иначе общество не примет документ ни в каком виде.